УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ КПСС. ВЫП.1. 1969 г

нятию уровня марксистского образования всей массы комму­ нистов требовали условия переходного периода, некоторое оживление в стране буржуазной идеологии. X съезд партии в резолюции «О главполитпросвете и аги­ тационно-пропагандистских задачах партии» указал, что «центр тяжести работы агитационно-пропагандистских отде­ лов партийных комитетов... должен лежать в работе внутри партии по поднятию сознательности ее членов и по их комму­ нистическому воспитанию»1. Практические меры по осуществлению воспитательных за­ дач партии ЦК РКП (б) определил в специальном циркуляр­ ном письме всем губкомам и укомам «О плане внутрипартий­ ной пропаганды», в котором говорилось: «Основным орудием марксистского воспитания должна явиться система партийных и советско-партийных школ, от школы политграмоты, обяза­ тельной для всех членов РКП, не имеющих специальной тео­ ретической подготовки, до высшей партийной школы, даю­ щей вполне законченное марксистское образование»1 2. На пути решения задач, поставленных партией, были не­ малые турдности: отсутствие подготовленных кадров пропа­ гандистов и достаточного количества литературы. Съезд обя­ зал «всех ответственных работников партии быть лекторами партийных школ и смотреть на эту работу, как на одну из важнейших своих обязанностей»3. Исходя из решения X съезда РКП (б), из указаний ЦК партии, Тульский губком развернул большую работу по идей­ но-политическому воспитанию коммунистов. В губернии была создана стройная система политического просвещения. Ее основой являлись партийные школы первой ступени, в них коммунисты изучали программу и историю партии. VII губерн­ ская партийная конференция (июль 1921 года) отметила, что в губернии работает 36 школ первой ступени, в которых за­ нимаются 2 159 слушателей4. Продолжением партийных школ первой ступени являлись школы второй ступени. В них комму­ нисты изучали политическую экономию, историю права и ре­ волюции, социалистическое строительство. Одновременно в школах второй ступени введено было преподавание матема­ тики, экономической географии, мироведения. Таких школ в 1 «КПСС в резолюциях и решениях...», ч. II, изд. 7, М., 1954, стр. 550. 2 «Справочник партийного работника», вып. 2, М., 1922, стр. 89. 3 «КПСС в резолюциях и решениях...», ч. 1. изд. 7, М., .1954, стр. 552. 4 ЦПА НМЛ, ф. 17, оп. 13, ед. хр. 1421, л. 42 об. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=