УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ КПСС. ВЫП.1. 1969 г

вый порядок». На это Митя отвечал: «Ваша цивилизация и новый порядок —это истребление советского народа. Но вы погибните на нашей земле, как мелкие паразиты, вместе со своим Гитлером». Этот ответ Мити был переведен дословно. Взбешенный Шульц начал избивать Клевцова резиновой ду­ бинкой. Вдруг произошло неожиданное. Митя Клевцов нанес Шульцу сильный и точный удар в челюсть. Шульц, окровав­ ленный, с выбитой челюстью, потерявший сознание, лежал на полу у ног нашего партизана» О героическом поведении и смерти Мити Клевцова и Гри­ ши Штыкова скупо рассказано П. С. Макеевым в книге «Ты помнишь, товарищ?..» Перед студентами, будущими учителя­ ми, встали вопросы: откуда же взялась эта высокая граждан­ ская гордость и такая смелость у Мити? Как много должен был знать, понимать и чувствовать этот молодой человек, что­ бы так разговаривать с врагами! Беседа с товарищем Мити — А. А. Ильичевым, с родственниками Мити приоткрыла многое в его характере. Та скромность, достоинство, почтительная сдержанность, которые царят и сейчас в семье Клевцовых, по­ могли понять характер Мити. Уметь так бороться и так герой­ ски умереть могут люди, воспитанные советской семьей, совет­ ской школой, советской действительностью. К таким мыслям пришли участники похода, познакомив­ шись с обстоятельствами борьбы и гибели одного из партизан отряда «Передовой» Мити Клевцова. К памятнику .Саше Чекалину, к могилам, где покоятся он и его боевые товарищи, непрерывно идут люди. Здесь и школь­ ники, и солдаты, и матери с малышами. Подойдут и постоят, о чем-то мысленно ведут разговор. Люди идут не только к по­ гибшим, но и к живым. В семье Ильичевых уже привыкли к частым посещениям. Так и наша Труппа увела Алексея Андреевича надолго из дома, хотя там были неотложные де­ ла. Мы проявили эгоистичность: наше желание побеседовать с ним оказалось выше всех других интересов. Ведь ничто не может заменить личной беседы. А здесь перед нами был один из активных бойцов отряда «Передовой», участник многочис­ ленных его боевых дел. Студенты не только с интересом слу­ шали его рассказ о боевых товарищах, вспоминали эпизоды партизанской жизни, уточняли факты, допытывались подроб­ ностей, но и вглядывались в этого человека. Есть ли в нем от­ печатки того грозового времени? ■ «Ты помнишь, товарищ?...», стр. 30. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=