УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ КПСС. ВЫП.1. 1969 г

Большое влияние оказали колхозники на крестьян-едино- личников соседних деревень. Колхозники часто бывали у них, рассказывали о своей жизни в колхозе, приглашали к себе в гости и показывали им, что жить в колхозе они стали намно­ го лучше, чем прежде. Вокруг колхоза «Наш ответ» росли но­ вые коллективные хозяйства ‘. Колхозный строй избавил женщину-крестьянку от нерав­ ноправного положения в семье, выдвинул много тружениц села на важнейшие участки колхозного производства в каче­ стве руководителей колхозов, бригадиров, мастеров полевод­ ства и животноводства. Женщина-колхозница стала прини­ мать активное участие в политической и культурной жизни села. Об этом говорит письмо в газету «За коллективизацию» колхозницы сельхозартели «Рабочая бригада», Куркинского района, Рассадиной Н. И. «Когда умер муж, — писала она,-^- я осталась с 5-ю детьми. Хозяйства никакого. Пошла батра­ чить. В 1930 году у нас в селе стали организовывать колхоз. Я вступила первой. И с тех пор три года работаю в колхозе. В первый год трудно пришлось. В колхозе нехватки, хлеба было мало, мы плохо работали. Не знали, за что нужно взять­ ся. В прошлый год стало лучше, помогла партийная ячейка. На колхозных собраниях коммунисты разъясняли нам реше­ ния партии и правительства. Каждому из нас стало понятно, что все эти решения идут к тому, чтобы улучшить нашу жизнь. Я — ударница, не имею ни одного прогула, все время перевы­ полняю нормы выработки. Получила авансом 70 пудов хлеба. Столько хлеба я никогда не имела. Кулаки все пугали, что будет хуже, а мы живем все лучше. Я подала заявление о вступлении в партию. Я окончательно убедилась, что только в партии — правда, только в колхозе — жизнь»1 2. Коммунистическая партия в годы первой пятилетки про­ вела большую работу по осуществлению культурной револю­ ции в нашей стране. Рост народного хозяйства и подъем бла­ госостояния трудящихся масс города и деревни сопровожда­ лись значительным расширением культурной базы в сельской местности. В районах Тульского округа в это время была создана ши­ рокая сеть общеобразовательных и профессионально-техниче­ ских школ, в которых готовились квалифицированные кадры для нужд промышленного и сельскохозяйственного производ­ ства, науки и культуры. 1 «Сто колхозов Московской области», стр. 21—22. 2 «За коллективизацию», 1932, 29 октября 8 : 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=