УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ КПСС 1970 Г.

ти» С первых же дней борьбы партии за проведение куль­ турной революции тульское учительство было в первых ря­ дах культармейцев. Под руководством Тульской партийной организации оно активно участвовало в работе ОДН, лик- пунктов. В 1929 г. учителя школ первой ступени Тулы обра­ тились ко всему учительству и всем трудящимся губернии с призывом превратить борьбу за грамотность в мощное дви­ жение всех трудящихся губернии против неграмотности и бескультурья, активно участвовать в ОДН. Учительство гу­ бернии горячо откликнулось на это обращение. В 1929 г. из 2338 учителей. Тульской губ. в ОДН состояло 2015 чел.1 2. Та­ ким образом, почти все учителя-туляки были активными участниками проведения линии партии в борьбе за подъем культуры трудящихся. Учителя принимали участие во всех культпоходах, во всех мероприятиях, направленных на быстрейшую ликвидацию тяжелого наследия прошлого. В 1931 г. по Туле выделено 120 учителей для работы по ликвидации неграмотности3. О роли учительства в проведении культурной революции говорят та­ кие цифры. Только в 1928/29 учебном году в культпоходе за ликвидацию неграмотности участвовало около 100 тыс. работ­ ников просвещения, а к середине 1930 г. их было уже не ме­ нее 200 тыс. Более трети учителей работало в качестве лик­ видаторов неграмотности4. Таким образом, тульские учи­ тельство, как и все работники просвещения, находилось в первых рядах борцов с неграмотностью и, полностью оправ­ дав высокое доверие вождя, с честью выполнило ту важней­ шую роль в проведении культурной революции, которую ему отводил В. И. Ленин. Ликвидация неграмотности среди взрослых была тесно связана с введением всеобщего обязательного обучения. 14 ав­ густа 1930 г. ВЦИК и СНК СССР принимают постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении»5. Выполняя постановление, Тульский округ завершил переход к обяза­ тельному начальному образованию в 1930 г., что прекращало приток неграмотных из числа подростков. Обучение грамоте 1 «Известия Тульского губкома ВКП(б)», 1926, № 4. стр. 6. 2 ГАТО, ф. 112(1, on. 1, д. 2, л. 26. 3 Т а м ж е, ф. 1124, on. 1, д. 21, л. 5. 4 В. В. К у м а н е в. Роль советского учительства в победе над не­ грамотностью. «Народное образование», 1959, № 12. 5 «Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства 0 народном образовании за 1917—1947 гг.». Изд-во Академии пед. наук РСФСР, М,— Л., 1947, стр. 102, 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=