УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ КПСС 1970 Г.

злопыхательства врагов не могли запугать культармейцев и остановить политического подъема трудящихся. Увеличива­ лась армия культармейцев, и на угрозы врагов они отвечали усилением и улучшением работы среди населения. Об этом свидетельствует заявление учительниц Местнической школы Калужской губ., которые писали: «В ответ на кулацкий выст­ рел в политпросветчика А. Ф. Правоторова мы, учительницы Местнической школы, решили в порядке общественной рабо­ ты организовать ликпункт» '. Важную роль в проведении культурной революции В. И. Ленин отводил советскому учительству. С первых же дней культурной революции передовая часть советского учи­ тельства активно включилась в борьбу с темнотой и негра­ мотностью трудящихся. В 1925 г. на Всесоюзном съезде учи­ телей был поставлен вопрос о месте учительства в осуществ­ лении задач, выдвинутых XIII съездом РКП (б) по вовлече­ нию женщин в социалистическое строительство. Учительство в проведении культурной революции являлось основной силой. Учителя выступали и как методисты, и как ликвидаторы не­ грамотности, и как организаторы ликпунктов, особенно на селе. Так, еще в 1923 г. в селе Сергиево Плавского уезда по инициативе учителей и под руководством местной партий­ ной организации было создано ОДН, которое развернуло работу на территории Сергиевской волости, создав в течение 1923 г. 7 ячеек. В работе этих ячеек приняло участие 80 че­ ловек. В последующие годы при активном участии учителей это движение приняло широкие размеры, и в 1925 г. на тер­ ритории Сергиевской волости работало уже 36 ячеек с 802 членами ОДН * 2. Тульский губком ВКП(б) в своем обращении ко всем членам Тульской организации ВКП(б) и всем райкомам партии «Об участии коммунистов в деле народного образо­ вания» особо подчеркивал роль учительства в борьбе с не грамотностью, призывая партийные организации вниматель­ но относиться к учительству, создавать ему условия для более эффективной работы. «Особенно недопустимо,—отмечалось в письме,— командование по отношению к учительству, не­ допустима перегрузка его общественной работой. Это не ук­ репляет, а расстраивает работу по ликвидации неграмотнос* «Коммуна», орган Калужского губкома ВКП(б), губисполкома и губпрофсовета, 1929, 9 января. 2 ГАТО, ф. 701, on 1, д. 35, л. 30. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=