Единицы языка в функциональном аспекте.

(груб, прост.) - уплетать ноги (устар. разг.) - давать тзку (устар. прост.); закидывать удочку (разг.) - зондировать почву (книжн.); сложить кости (высок.) - отдать концы (ппост.); курить фимиам (книжн.,иногда шутл.) - делать икону (разг.) и др. Анализ семантического взаимодействия существительных в си- нонимичкых структурах с повторяющимися глаголами или существитель­ ными обнаруживает семантические отношения, характерные для лек­ сических систем вообще и для отношения в многозначных структурах в частности. Такие структуры базируются на концептуальных связях - импликационных (причинно-следственные, пространственно-временные, партитивные, метонимические) и классификационных (гипер-гипоними- ческие, симилятивные и т.п.). Например: высасывать кровь и выса­ сывать соки (метафорическое отношение); водить компанию и водить, хлеб-соль (метонимическое отношение); валять дурака и ваньку. валять (ономасиологическое отношение); повесить нос и повесить голову (партитивное отношение); начистить морду и начистить зубы (партитивное отношение); считать галок и считать ворон (эк- вонимическое отношение); гнуть спину и гнуть горб, гнуть шею (эк- вонимическое отношение); поддать пару и поддать жару (эквонпми- ческое отношение); открывать душу и открывать сердце (эквонимичес- кое отношение); вышибить дух. и выпустить дух. (конверсивное отно­ шение); нашел дурака и ищи дурака (конверсивное отношение). ГФЕ о прямым дополнением реализует не только разнообразные синонимические, но и антонимические отношения. Приведем примеры антонимичных пар в ГФЕ с прямым дополнением: заварить кашу - расхлебывать кашу; иметь голову - потерять голову; доставить удовольствие - подложить свинью; давать начало - положить конец; гнуть спину - бить баклуши; поджимать хвост - задирать хвост;', подрезать крылья - распустить крылья; держать камень за пазухой - открыть душу; распустить язык - держать язык за зубами; развязать язык — держать язык на привязи; разрядить атмосферу - нагнетать обстановку; закрывать душу на замок - открыть душу; умывать руки - совать нос и т.п. В некоторых антонимических парах представлено различие семан­ тической роли участников ситуации, поэтому они не могут быть бе­ зоговорочно отнесены к антонимам. Например: ГФЕ "закрывать глаза" и "открывать глаза" различаются семантическими ролями: Тетя открыла ей глаза на жизнь, (В.Краковский. Возвращение к горизон­ ту) ; Двадцать восемь делегатов подняли руки за предложение Мак­ нила, фактически означающее, что комитет должен закрыть глаза 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=