Единицы языка в функциональном аспекте.

глаголов с ослабленной семантикой типа "считать, рассматривать, описывать" и т.п. Два примера из РЖ "Общественные науки за рубе­ жом. Языкознание" (1984, № 2): "b статье Л.-Р. Хаве (ГДР) "О лек­ сико-квантитативной вариантности фразем на материале словацкого языка" рассматривается проблема соотношения стабильности и вари­ ативности фразеологической единицы" (с.1э7); "Ь статье предлага­ ется описание синтаксического окружения глагола behalten "оставлять" на примерах из семи средневерхненемецких и средне­ нижненемецких поварных книг (1350-1500). В таблице дается 59 упо­ треблений этого глагола..." (с.46). В синтаксическом плане конденсация текста достигается заме­ ной синтаксических конструкций более краткими по форме функцио­ нальными синонимами: свертыванием сложноподчиненного предложения в простое с причастным оборотом,трансформацией глагола-сказуемого в существительное-подлежащее заменой атрибутивного придаточного предложения существительным, выполняющим ту же функцию, заменой обстоятельственного придаточного предложения обстоятельственным оборотом и др. Экономность и емкость вторичного текста достигается дедук­ тивной последовательностью изложения. Дедуктивная последователь­ ность изложения характеризуется строгостью и систематичностью, последовательным, в порядке их значимости, представлением свойств и характеристик предмета или явления. Четкое последовательное представление места и роли каждого элемента в целом и общей схе­ мы взаимоотношений между элементами в рамках целого обеспечива­ ет высокую информативную доказательность и логичность изложения. Эксплицитность вторичных текстов достигается в значительной степени благодаря присущей им композиционно-смысловой организа­ ции. Композицию текста не следует смешивать с его структурой. Ком-' позиция - понятие более широкое и характеризует как внутреннее. - устройство, так и внешний облик текста. Во-первых* само построение вторичного текста кодифицировано. Правила последовательности изло- жения, представления информации отражены в инструкциях и методи­ ческих рекомендациях редакции реферативного издания. Так, в рефе­ рате последовательно сообщается о цели реферируемой работы, при- 'водятся основные данные о применяемой методике исследования, выводы и возможности теоретического и практического применения результатов работы. В связи с преобладанием дедуктивного принципа изложении во вторичных текстах часто встречается абзацы дедуктивного и дедук­ тивно-индуктивного типа.' I) абзацах'дедуктивного типа зачин заклв- 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=