Единицы языка в функциональном аспекте.
как реферат, позволяет как можно раньше использовать то, что от крыто наукой, и даже то, что находится в стадии исследования. учные рефераты, публикуемые в специальных реферативных журналах (РЖ), представляют собой вторичный текст, на основании которого читатель получает сведения об информации, содержащейся в первич ном тексте. В связи с постоянным возрастанием роли вторичных тек стов в системе научно-информационного обслуживания ученых и спе циалистов народного хозяйства изучение их коммуникативных харак теристик является весьма актуальным. Обучение же студентов навы кам реферирования способствует развитию логического мышления, по зволяет Еыработатд умение выделить актуальное, отделить главное от второстепенного. шы живем в эпоху научно-технической революции, результатом которой является резкое возрастание объема информации. В какой бы о'бласти народного хозяйства ни работал современный специалист, он неизбежно столкнется с информационной проблемой. Успешно спра виться с отой задачей помогут навыки смыслового свертывания и компрессии первичных текстов. Коммуникативные особенности рефератов как вторичных текстов обусловлены коммуникативной моделью реферативной деятельности. Эта коммуникативная модель представлена двумя участниками комму никации: I) автором реферата, или референтом и 2) читателем, по требителем информации. Автор реферата работает о первичным текстом. Трансформация последнего во вторичный текст происходит в процессе реализации коммуникативной установки - организации коммуникативной структуры вторичного текста в оптимальной для второго участника коммуникации форме. Условия реализации комму никативной утановки: I) выделение наиболее актуальной информации, 2) обобщение информации. Оперативное доведение актуальной* новей шей информации до потребителя - главная задача реферата. А обоб щение информации позволяет читателю извлечь из реферата макси мум точной информации с минимальной затратой времени. Очевидно, ' что автор вторичного текста должен хорошо представлять себе теза урус потребителя, т .е . учитывать особенности и условия восприятия информации потребителем или группами потребителей (потребность в определенной информации, желательность привлечения сведений из других первичных текстов, использование справочного аппарата и т .д .) , Коммуникативная установка заставляет не только отбирать определенные факты, давать их в определенном освещении, но и обу' словливает соответствующую композицию и характер языковых -средств 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=