Единицы языка в функциональном аспекте.

как реферат, позволяет как можно раньше использовать то, что от­ крыто наукой, и даже то, что находится в стадии исследования. учные рефераты, публикуемые в специальных реферативных журналах (РЖ), представляют собой вторичный текст, на основании которого читатель получает сведения об информации, содержащейся в первич­ ном тексте. В связи с постоянным возрастанием роли вторичных тек­ стов в системе научно-информационного обслуживания ученых и спе­ циалистов народного хозяйства изучение их коммуникативных харак­ теристик является весьма актуальным. Обучение же студентов навы­ кам реферирования способствует развитию логического мышления, по­ зволяет Еыработатд умение выделить актуальное, отделить главное от второстепенного. шы живем в эпоху научно-технической революции, результатом которой является резкое возрастание объема информации. В какой бы о'бласти народного хозяйства ни работал современный специалист, он неизбежно столкнется с информационной проблемой. Успешно спра­ виться с отой задачей помогут навыки смыслового свертывания и компрессии первичных текстов. Коммуникативные особенности рефератов как вторичных текстов обусловлены коммуникативной моделью реферативной деятельности. Эта коммуникативная модель представлена двумя участниками комму­ никации: I) автором реферата, или референтом и 2) читателем, по­ требителем информации. Автор реферата работает о первичным текстом. Трансформация последнего во вторичный текст происходит в процессе реализации коммуникативной установки - организации коммуникативной структуры вторичного текста в оптимальной для второго участника коммуникации форме. Условия реализации комму­ никативной утановки: I) выделение наиболее актуальной информации, 2) обобщение информации. Оперативное доведение актуальной* новей­ шей информации до потребителя - главная задача реферата. А обоб­ щение информации позволяет читателю извлечь из реферата макси­ мум точной информации с минимальной затратой времени. Очевидно, ' что автор вторичного текста должен хорошо представлять себе теза­ урус потребителя, т .е . учитывать особенности и условия восприятия информации потребителем или группами потребителей (потребность в определенной информации, желательность привлечения сведений из других первичных текстов, использование справочного аппарата и т .д .) , Коммуникативная установка заставляет не только отбирать определенные факты, давать их в определенном освещении, но и обу' словливает соответствующую композицию и характер языковых -средств 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=