Единицы языка в функциональном аспекте.
блоков - этапов развития повоствоЕания. В основе функционирова ния зачина и концовки лежат мыслительные операции "упреждения" и "удержания". Эти операции являются общими для разных уровней по рождения текста, они дают возможность за счет удержания в памяти одних элементов и упреждения других синтезировать одновременно последовательность этих элементов^. Зачин и концовка СФЕ семан тического тождества участвуют в процессе синтезирования содержа тельных элементов текста: выделение СФЕ имеет скмсл только в рам ках более крупного построения. Если с точки зрения целого текста функции зачина и концовки аналогичны, то в рамках СФЕ проявляются их существенные различия. Основное различие проявляется в степени необходимости употребле ния этих элементов. Зачин характеризуется высокой степенью, кон цовка - низкой. Это различие связано с наблюдениями о том, что у человека хорошо развито чувство конца и плохо развито чувство начала^. Конец характеризуется максимальной предсказуемостью, а начало - минимальной предсказуемостью. Поэтому степень неопреде ленности зачина (его энтропия) по сравнению с концовкой велика, связанная с энтропией информативная ценность соответственно пре валирует в зачине. В СФЕ семантического тождества зачин, как пра вило, является необходимым элементом, тогда как концовка обычно факультативна. Употребление зачина определяется, главным образом, объективными факторами, введение концовки,как правило, отражает намерение автора выделить наиболее существенные с его точки зре ния содержательные элементы текста. В СФЕ абстрагирующего типа реализуется отношение "часть - це лое", концоеко содержит информацию, обобщающую содержание вводно го, конкретизирующего элемента. Обобщение может вводиться с цеЬыо эмфазы, экспликации неявно выраженной в конкретизирующей части идеи или оценки. Эмфатическая функция является наиболее распространенной для предложений в роли концовки СФЕ семантического тождества. Она реализуется во всех текстоструктурах абстрагирующего типа, однако роль ее бывает разной. Эмфаза может выступать в роли основного текстообразующего фактора, ко.лдовка в таких СФЕ вводится эмфати ческой конструкцией that is. Например: (1) Gestapo! Gestapo! That is what they are (Christie), (2) To tell or not to tell? That is the question (Herriot). СФЕ (2) иллюстрирует устойчивый тип абстрагирующего СФЕ, в кото-' ром вводный элемент (первое предложение) имеет форму риторичес- 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=