Единицы языка в функциональном аспекте.

блоков - этапов развития повоствоЕания. В основе функционирова­ ния зачина и концовки лежат мыслительные операции "упреждения" и "удержания". Эти операции являются общими для разных уровней по­ рождения текста, они дают возможность за счет удержания в памяти одних элементов и упреждения других синтезировать одновременно последовательность этих элементов^. Зачин и концовка СФЕ семан­ тического тождества участвуют в процессе синтезирования содержа­ тельных элементов текста: выделение СФЕ имеет скмсл только в рам­ ках более крупного построения. Если с точки зрения целого текста функции зачина и концовки аналогичны, то в рамках СФЕ проявляются их существенные различия. Основное различие проявляется в степени необходимости употребле­ ния этих элементов. Зачин характеризуется высокой степенью, кон­ цовка - низкой. Это различие связано с наблюдениями о том, что у человека хорошо развито чувство конца и плохо развито чувство начала^. Конец характеризуется максимальной предсказуемостью, а начало - минимальной предсказуемостью. Поэтому степень неопреде­ ленности зачина (его энтропия) по сравнению с концовкой велика, связанная с энтропией информативная ценность соответственно пре­ валирует в зачине. В СФЕ семантического тождества зачин, как пра­ вило, является необходимым элементом, тогда как концовка обычно факультативна. Употребление зачина определяется, главным образом, объективными факторами, введение концовки,как правило, отражает намерение автора выделить наиболее существенные с его точки зре­ ния содержательные элементы текста. В СФЕ абстрагирующего типа реализуется отношение "часть - це­ лое", концоеко содержит информацию, обобщающую содержание вводно­ го, конкретизирующего элемента. Обобщение может вводиться с цеЬыо эмфазы, экспликации неявно выраженной в конкретизирующей части идеи или оценки. Эмфатическая функция является наиболее распространенной для предложений в роли концовки СФЕ семантического тождества. Она реализуется во всех текстоструктурах абстрагирующего типа, однако роль ее бывает разной. Эмфаза может выступать в роли основного текстообразующего фактора, ко.лдовка в таких СФЕ вводится эмфати­ ческой конструкцией that is. Например: (1) Gestapo! Gestapo! That is what they are (Christie), (2) To tell or not to tell? That is the question (Herriot). СФЕ (2) иллюстрирует устойчивый тип абстрагирующего СФЕ, в кото-' ром вводный элемент (первое предложение) имеет форму риторичес- 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=