Единицы языка в функциональном аспекте.

экспрессивна гГ. !<егодопамца ^ИПс‘х пксказываний реагирующей реплики, выражающих Е Челом ппм!< "‘Умение, угрозу, прозрение и т.д. Ситуация общения ‘°янием омоцчоГ 0КС'гРС.мальныЯ характер с ярко выраженным сос- СХаэацчпгп ',0^ ь н о г о напряжения у коммуникантов. Иллюстрацией *< »«, Г,, ™ “ г сдадут,» ДВ: алдег, иу01 ° аог afterward? - Me? She suddenly buret into k°therin _ 1 °U'*' kitchen. What d'you want to come p/ith you^ C!° ^°У lone? How d'you expect me to do my work g in my way all tho time?" (Maugham). УЧитпв П^ИвеДенном примере KI формулирует справочный вопрос, не Мету [ и1рицательного отношения партнера по коммуникации к пред- Кура; ^азг°ПоРа, что провоцирует негативную реакцию последнего. Она К иу *'1 ся с п о м о щ ь ю экспрессивных выскаэнваниЛ в форме риторичес- ^опросов, передающих значение негодования и возмущения, а так- ЧууЛ0Ср0ДСТП0м Директивного высказывания со значением грубого при- ‘•■Дония. Отрицательные эмоции К2 направлены на спрашивающего, во- К?°С КотоРог° расценивается как повежливый и бестактный. При этом Фактически игнорирует сам вопрос, демонстрируя нежелание сотруд- •'Дчать. Противопоставленность коммуникативно-прагматических интенций 1 » К2 является близкой к максимальной в гетерогенных ДБ, реагиру- ^ ая реплика которых содержит либо неверный ответ, либо возражение По Поводу существа справочного вопроса, что делает его неуместным. Уясним сказанное с помощью следующих ДК: (3) "Did she impress you as'being a truthful woman, Hastings?" - "She was о delightful creature]" (Christie); ( 4 ) "When will it be finished?" - "It is finished", he answered (Maugham)« ДЕ (3) является примером нарушения Постулата Релевантности "Нс отклоняйся от темы". Несмотря но то, что К2 стремится к сотруд­ ничеству, он, однако, видает но ту информацию, которая запрашивает­ ся. Коммуникативная неудача объясняется тем, что К2 неверно опреде- лил фокус справочного вопроса и, соответственно, не понял его' суть . В ДЕ (4) некомпетентность KI приводит к формированию справоч­ ного вопроса с ложной пресуппозицией. В этом случае 'имеет место-на­ рушение второго Постулата Качества "Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований". Роль К2 заключается в том, чтобы отверг­ нуть заданный вопрос и исправить ложную пресуппозицию. Определенный интерес представляют гетерогенные ДЕ, в которых * °стсствечныЯ процесс обмена знаниями между коммуникантами наруша-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=