ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1972. ВЫП.8
И7 Как глубинное образование, оно представляет собой факт внутренней синтаксической формы. Это образование в известной степени изоморфно соответслвуннцей ситуации. Оно обладает (в принципе) тем не числом элементов и сходным образом организу ет их в единое целое, т .е . ориентировано не столько на самое ситуацию, сколько на ее строение, повторяющееся в большом мнокестве конкретных ситуаций. Это образование в дальнейшем будет именоваться реляционной структурой, а составляющие ее' элементы - релятемами. Будучи явлением внутренней синтаксической формы, реляцион ная структура коррелирует в поверхностной структуре высказыва ния с целым рядом моментов, которые и служат ее экспликации. Это, во-первых, расчлененность высказывания на отдельные син таксически релевантные компоненты (позиции, или тагыемы), в общем соответствующее членению ситуации на элементы. Это, во-вторых, более или менее определенная квалификация данных позиций, осуществляемая посредством употребления в каж дой из них преимущественно какой-то одной части речи (или класса частей речи). Синтаксические позиции опосредствуют кор реляции между типами элементов ситуации и грамматическими классами слов. Это, в-третьих, характеристика данных синтаксических пози- . ций посредством синтаксических связей, линейного расположения и других формальных показателей, которые (пусть не всегда чет ко и последовательно) сигнализируют о функциях соответствующих элементов ситуации относительно друг друга. Имея в виду совокупность всех таких показателей, можно го ворить о реляционном аспекте актуального предложения. Но реля ционную структуру нельзя считать просто одной из сторон по верхностного синтаксического образования, где переплетены про явления ряда различных этапов порождающего процесса. Вместе с тем реляционная структура не есть и субъективная сущность (мысль или суждение). Она является фактом языка, но на глубин ном уровне. Подобно всяко»чу яэыково 1 чу образованию, она соотно сится с объективной ситуацией как своим денотатом и с мыслен ным отображением ситуации как сигнификатом, т .е . обладает де нотативным и сигнификативным аначенияии Поскольку реляци-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=