ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1971. ВЫП.6

; лстайчивое стремление автора обнажить символическую по. лёку каждого действия и поступка своих героев сказало сь по только в чрезмерной усложнённости повествования и- перегружу... сти его мистическими мотивами, но и в утрате художественно: выразительности, Роман не взывает ни к сердцу читателя, но к его рйзуыу, но скорее вызывает профзссионашшй интерес психиатра, так как автор , п о 'меткому выражению Мелвина Фрид м ака, ’’подвергает своих героев клиническому исследованию, с а ­ моустраняясь и позволяя своим созданная высказываться на язы­ к а , свойственном их натуре^7 „ Бес: лман в целом, несмотря на отдельные блистательно выполненные, -репицы, распадается на ряд композиционно разрозненных зпиз :о в , большая часть ко ­ торых .явно не лишена претенциозности и -шит выспренностью од.ю-а, Специального упоминания, думается, заслуживает л тот факт, что новейшие последователи В.Вульф и декларируемых ею методе /их часто о т н о с я т к авторам так на щ ваемого "н о во го po.v: претендуют, как 4 0 с 'лишним, л е т том./ н азад В .Вульф , н ! ление и новое покКл;ание целей и задач и с к у с с т в а прозы . В большей части в с е их претензии к романистам "стари школ" уже были высказаны 3 . Вульф, но наиболее' характерно д р у г о е : попытки сл е д о в а т ь своей теории н а_ир акти к е, с г. ление фиксировать, в •художественных прои зведениях все малозначительные вп ечатлени я и случайные ассоци а ции, регистрировать с.протокольной точностью все внешние де­ тали и движения. - в сё это оказывается на практике бесплод­ ным занятием и поражает лишь поистине грандиозным несоответ­ ствием между причудливой изощрённостью используемых художест­ венных средств и удивительной незначительностью достигнутых результатов. Метким представляется высказывание чешского романиста Зденена Плугаржа, который писал, что "никакое формальное но­ ваторство, никакая перегрузка ретроспективами, внутренними монологами, авторскими отступлениями, взаимопроникающими пла­ нами, пусть даже набранными различными шрифтами, ещё не яв­ ляется гарантией современности литературы» Современной её де­ лает лишь новый взгляд на жизнь с её перспективами, способ­ ность видеть людей как существа сложные, высокоразвитые,бога­ тые ..словом,современные и притом непрерывно развивающиеся, со ' lx - л их достоинствами и недостатками"-^

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=