ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1971. ВЫП.6

Другим моментом» объединяющим модернистскую литературу 2 0 -х годов в Англии и самоновейшие эксперименты в области "нового романа"'1 , является своеобразная форма эстетического "фетишизма" - культ индивидуального, то есть субъективного восприятия при. полном небрежении категории объективного. Интеллектуальный и эмоциональный "комфорт" одного лица» имманентная ценность " я " , • пусть даже в ущерб здравому смыс­ лу или интересам других^- вот этический постулат не только писателей "психологической школы", к которым принадлежала В.Вульф, но и большинства её последователей в наши дни2 . Типичная фигура "s o p h is tic a te d , mind" своей эпохи, Вульф ис­ поведовала индивидуализм, присущий многим её современникам, которые после I мировой войны не могли идеализировать бурму - азный мир и его ценности, но в то же время не могли и реши - тельно отказаться от них, а поэтому, болезненно пережив утра­ ту иллюзий, воочию убедившись в неустроенности окружающего мира, пытались найти убежище в "чистом мире искусства".Осмыс­ ление перемен в окружающем мире представлялось им делом невоз­ можным и ненужным. И в этом смысле индивидуализм В.Вульф был естественной для человека её воспитания и взглядов данью вре­ мени. Кризис буржуазного строя, как в том признавались себе анг­ лийские интеллигенты, близкие по духу В.Вульф, или, напротив, далёкие от н её, воспринимался ими как крушение старого мира; больше того - как крушение надежд на построение любого иного мира, как банкротство всех и всяких моральных ценностей, Всё это порождало глубокий пессимизм в их философских и литератур­ ных. воззрениях, толкало на путь сознательного культивирования в своём творчестве "малых тем" и узкопоихологического анализа. Внутренний мир интеллигентного человека казался им последним прибежищем и надеждой на спасение, хотя его шаткость и опусто­ шённость становились всё более очевидными и он уже по мог быть гарантией даже личной независимости. В.Вульф была не только теоретиком, но и практиком нового направления в литературе. Классическими её романами принято считать "Миссис ДэллоуэЯ',' " К маяку " и "Волны", ибо именно в них наиболее полно отр&же-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=