ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1971. ВЫП.6

Чтобы наиболее полно и зобразить окружающую ср еду , пи сатель должен ум еть отличить гл а вн о е , типичное о т слу ­ чайного, вто р о ст еп ен н о го , а это побуждает его к глубоко­ му проникновению в д ей ст ви т е л ьн о ст ь . Р езу л ь т а т это го проникновения - изображение "д в о р а ”, "г о р о д а ", столицы и д ер евни , яркие и выпуклые хар актери с­ тики буржуа и чиновников, кр естьян и кур ти занок , вельмож и монахов, банкиров и сплетников, ростовщиков и ханжей, скупцов и сплетников, льстецов и тщеславных, болтунов и лицемеров, то е с т ь представи телей в с е х к л а с с о в , сословий , сло ев и прослоек общ ества конца ХУп - в е к а . Логичность, п о в ест во ван и я , соверш енство стиля, умение проникнуть в психологию ч е л о в е к а , реали стические тенденции делают это произведение выдающимся памятником литературы эпохи Лю­ довика Х1У. Близок по своим взгляд ам к Лабрюйеру и Фенелон. В о с­ пи татель наследника п р е сто л а , он внушает ему мысли, нахо­ дящиеся в противоречии с идеями абсолютной монархии. Если Ладовик XIУ утверж д ал : "Государ ство - это я " , то его внук проникся убеждением, что "король со зд ан для подданных, а не подданные для к о р о л я ". Считая, что от р езультатов его д ея тел ьн о сти за ви си т будущее Франции, он пишет ряд произведений - наставлений для с в о е г о во спи танника: басни , "диалоги мертвых" и "При - «лючения Т ел ем а х а ". Если в баснях прославляются жизнь на лоне природы и доброд етели , свойственны е простым людям, то в "Диало­ г а х мертвых" а втор выработал целую программу действий предполагаемому наследнику, н а ст а вл я я , поучая и пр едос­ т ер е га я с в о е г о ученика от необдуманных д ей ствий , которые могут привести к н есчастью страну и её народ. Фенелон у ч и т , что всякий правитель должен быть сл у ­ гой за к о н а , что у гн етени е им подданных приведет сущ ест­ вующий строй и го су д а р ст в о к гиоели . Б "Приключениях Т елем аха" Фенелон идет дальше. Прос­ вещенный и разумный монарх должен не только подчиняться законам г о с у д а р с т в а , подавая пример своим подданным, не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=