ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1971. ВЫП.6
автор навлек на сзбя гн зв престарелого монарха и впал в не милость. Ту же судьбу разделила и книга Буагкльбсра "Рас- смотрзниз Франции в царствованиз Людовика XIXй, в которой он требовал ограничения сословных привилегий и призывал "из . . . эксплуатировать народа, повышать зго производитель ные способности'^. Если Вобан, Еуагкльбер подвергали французскую абсолютную монархию резкой критике с точки зрения интересов дворянских, то зс т ь "справа", то "с л е в а " против неё выступила прогрессив ная часть французской интеллигенции, выражавшей интересы всего третьего сословия: радикальной буржуазии, крестьянства,про летарских элементов, протестантов, которые начали борьбу про тив абсолютной монархии и её оплота - католической церкви — после отмены Нантского эдикта. Одним из крупнейших представи телей эти х кругов я в л я е т ся Лабрюйер. Характеризуя в с е слои общества сво его времени, он не мог не обратить внимания на присущие ему новые тенденции. Движущей силой общества с т а л а жажда д е н е г . Именно эт а сила лежит в основе социального з л а , которое находит сво е выражение в общественном н ер авен ст в е . Именно э т а сила сд елала предметом купли-продажи с е мейные, моральные и существенные отношения, в с ё в о зр а с тающая порочность Общества, попранная добр о д етел ь , прос лавление персонифицированного денежного мешка обу сло вл е ны новой ролью, значением , которые приобрели в обществе деньги и финансовые дельцы, что вызывает негодование Лаорюйера. Но возмущаясь сложившимся положением вещей, в о с с т а вая против произвола и тирании, пророчески указы вая аб солютной монархии на её будущее-неминуемое п ад ени е ,- Лаорюйер не может найти выхода. "Настоящее принадлежит оогатым , а'будущ ее - добро детельным и одаренным"® — это т вывод пи сателя , разум еет с я , не мог удовлетвори ть ни е го современников, ни его сам о го . <н пи та ется противопоставить существующему поло-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=