ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1974. ВЫП.12

- 123 в литерату|жых салонах, в доыах вельмож, известных своей враждой к еословио откупщиков. История постановки пьесы вызвала вумные толкж в обществе. Она напомин''ла борьбу,которуо в свое время вед Мольер, чтобы его "Тартюф" увидел свет рампы. Наконец, наследник престола счел выгодным для^двора и правительства не волновать общественное ннение и,идя ену навстречу, дал 13 октября 1708 года указание руко­ водству театра поставить пьесу. "Дофин, коего уведомили о ток, что господа королевские комедианты чинят препоны к постановке неболь­ шой пьесы.именуемой "Торкаре,или финансист",приказывает означенным комедиантам выучить ее и сыграть незамедлительно". Боясь общественного резонанса комедии,плутократы предложили постоянно нуждающемуся,живущему на скудные средства литературн''го заработка Лесажу огромную сумму - 100 тысяч ливров, если он дооро- вольно откажется от постановки своего произведения.Предложение было с негодованием отвергнуто, и пьеса имела огромный успех несмотря на то , что финансовые тузы,стремясь сорвать ненавистный спектакль, прибегли к клаке. Недолго длилось торжество прогрессивных сил страны. Вскоре пра­ вительство и первое сословие страны убедились, что комедия направлч на не только против откупщиков, во в протв дворянства, что она по- дрнвает устои существующего строя. Поэтому Лесаж был лимен правк- тельственной поддержки, а актеры за солидную мзду сняли одно вз лучших произвед''ний французской драматургии с репертуара под тем предлогом, что пьеса не инее г кассового у сп еха, факты хе свидетель, ствуют о противополохнои: кассовый сбор комедии в течение семи представлений ни разу не был ме 1 ьше той суммы /5 0 0 ливров/,которая 'вынуждала руководство театра прекратить представление пьесы. Кроме того, автору инкриминировали чрезмерный натурализм в иаобрахенви нравов общества,отсутствие полохительногб' героя , сухость интриги, недостаточно яркое изображение мошеннических проделок и махинаций Героя .• Все эти обвинения были беспочвенными. О предвзятом отношеник актеров и руководства театра к пьесе свидетельствует тот факт,что после примирения Лесаха с актерами французской Комедии пьеса всегдь шла под аплодисменты эрительного зала.Но крупная буржуазия никогда не забывала о пощечине,которую нанес ей честный и неподкупный дра­ матург. Об атом свидетельствует число постановок произведения Л еса- жа в официозной французской Комедии. В то время, как пьесы Лесаха

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=