ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1974. ВЫП.12

- I I 7 X STOfl ввстывшв! форме. "Героиха" Теодора закавчввается "неромантичесхвм", как ярони- ческк замечает автор, дезертяротвом. Ом "прозревает" на мгновение, во ВТО "прозрение" оборачивается саморазоблачением. Когда врач, питаясь спасти Теодора от расстрела, внушает ему, что он не должен признаваться в дезертирстве, гибкая мысль Теодора даже в состоянии шока улавливает суть . "Я убежал", - истерически настаивает он на первом втапе. Следупцая ступень забвения: "Я не помто, как я убежал* И, наконец, финал: "Разве я убежал?" бластичная душа вместила позор, окружив его героическим ореолом: по возвращении домой в Аьтлив Вал- пингтов превращается в капитана Елеп-Еязпокого, доблестнс 1 ГО заишт- ШЕка родины. Последние главы написаны в разоблачительном сатирическом кличе, Гипербола, гротеск, карикатура призваны разоблачить уродливость ду> ши мещанЕяа-интеллигента, который, сознательно растоптав в оебе человеческое достоинство, превращается в верную опору реакционных сил. Инстинктивное ощущение неминуемой гибели еще больше обостряет в Белпингтоне страх. Страх обостряет ненависть к жизни, лхдям. На> кокец-то прорывается его долго копившаяся ненависть к материализму. Капитан Нлзп БлэпскиЙ выступает в боевой поход против щ>огреоса. Оружием борьбы с прох^ессом и демохфатией он избирает литературу. Журнал, который редактирует Белшшгтон, становится последним оловом реакцжк. Ярый враг прогресса, Елзп-Бяепский щ>етендует на роль на­ ставника молодежи, и в этом сш сл е символично название журнала "Стопы юношей". "Авангардизм" поряо 1 Т)афичеокого толка Щ)изван уво­ дить молодежь от социальных проблем современности. Уеллс призывает читателя видеть за шелухой фраз, за цоввдореволюционвостью хдеоло- гическую сущность явления, весьма распространенного и ядовитого. , Конец романа превращается в фарс. Няэп-Блапский выступает в роли прорицателя на званом ужине, куда он был приглашен дцумя "дос­ тойными" леди, консервативными до мозга костей . Наконец-^о Теодор находит лостойную аудиторию, "мыльный муз|фь воображения", стремле­ ние казаться сверхгероем возносит его на такие высоты, что ^ него захватквает дух от собственной доблести, и оы перестает отличать ложь от правды. ^ На мгновение наступает саиораэоблачающег "прозрение". "Я лохь" - признается герой. - "Я лжец в мире лжи", И самооправдание: "Ложь? Грели. Мир гр ез. Мир, который ш создали, чтобы укрыться в вам. Мир

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=