ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1974. ВЫП.12

^ 0 ооздавтоа провввеяеши!, открнвасшз вош е гравж таланта писателя как ш стера тхпвчвого, психолопческа i Есторвческж достоверного портрета. Оолат; leoicaa заостревность, углублеввый психологазн - эта ка­ чества позднего Уэллса ахцеятнруется в ряде ооветсках асследованай последщах д е т , среда которых особый интерес представляют работы Ю.Кагарлацкого^, Н.Иихалвской'^, Д.1автяевой^. Однако проиаведенва васателя конца 20 -х - начала 30 -х годов не стали еще предметом опе- циа)<ьного асследовавая ученых. Первый шаг в этом направлении был сделан Д,Г.1ввтиевой. В содержательной статье "Человек а политика'^ автор проводах интересное соооставденае цевхралъных героев эпопев И.Горького "Казнь Клима Самгина" а рошша Уэллса "Бэдшшгтбн Блзп- скай". Отправным моиенточ такого сопоставления явились точка сопрн- д>ояовевия во взглядах обоих пвсателей на политическую обстановку в совреиевнон маре, на роль человека в нем. В нестоящей статье делск ется попытка углубить анадаа даввого проазведеная Узллса, раскрыв особенности мастерства писателя в создавай псахологнческв убеднтвльг него характера. Роман "Бзлшшгтов Бяэпскай" (1933 г . ) необходимо рассыа.равать в асторическом контексте. Рубеж 20 -х - 30 -х годов знамецует резкую полярааацвю прогрессивных а реакцвонвнх сил, вызванную новыми обще- ствешьичн сдвигамв а катахл-^чамн. Эковомическай |физно в Америке, пер«кввуз 1 ввЁся затеи а в положжп конец временной стабалнэа- циа хапатализма. Наблюдается нзвмА подъем рабочего дввхеная. На &)ропу надвигается тень фашизма. Эти полярвне, во двалектнческн связанные обцественвые процессы оказывают решапцее воздействие на л г . «рату 19 Авглив. Декадентская литература фактически смыкается с реакцией. Во модернизм уже не определяет лица литературы, как это было в 20 -е годы. Конец 2 0 -х - 3 0 -е годы - период победного шествня реа;. 1 зма. 7 писателей-рваянстов обостряется чувство всеобщей н лич­ ной ответственвостн за т о , что проксходит в м 1 ф е . Человек в ответе за все - это требование предъявляет ецу эпоха, долг же писателя - воз.,ействоввть на духовный икр людей, рвз<^днть в них чувство о т ге| ственяости, причаотноств ко всему щювсходяцему, приавать иа борьбу с обществвишм алом. Именно ето чувотво щшчастиости к судьбам икра и каидого от­ дельного человека выделяет Уеллов среди остальных английских ш.сз^ телей. Он один вь неувшх увидел зловещую тень фашизма над Европой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=