ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1974. ВЫП.12

нооти красоты искоренить пороки оЛщвотва, 5илип продолжал свои монотонную жизнь, больше полагаясь теперь на чувство юмора. "Если он не смог переделать мир, то, по крайней мере, он бу­ дет омеят1'ся над ним... (iiex он считал признаком морального здоровья," А 7 / . Енинственно реальной ‘Рилип считает духовную жизнь. "Ваша духовная жизнь принадлежит только вам, и ничто не может ее кос­ нуться. Никакая оила на земле не сможет поиешеть вам удалить- оя в башню великолепия и красоты ваших шслей и уб.еждений, которые и составляют вашу жизнь, вашу сущность" А в / . Эта при­ думанная им филосо])ия делает Гилипа наблюдателем жизни, пас- оившм созерцателем, отгородившимся от жизни о ее проблемами, которые кажутся ему неразрешимыми, и замкнувшимся в "ббшна из олоновой кости". Поездка в Италию - реляющий момент в духовном развитии Филипа. Счень тонко и умело писатель покаэцдает постепенное развитие своего героя под влиянием благодатной итальянской природы. В атмосфере простоты и естественности оттаивг'т свр<д- Це Филипа, "развиваются" его эи^ции. Его душа становится вос­ приимчивой к красоте; его сердце тянется к искренним и друже­ любным итальянцам, простые радости и печали которых он отара- етоя понять."^ Пребываншв Филипе г Италии заставляет его оглянуться на прожитую жизнь и прийти к осознанию ее никчемности. Стараясь понять причиш своей иеоостоявшейоя жизни, Тндип приходит к горькому для себя выводу: "Некоторые люди не рождеш для свер- ■ений, и я один из них. Я ничего не сделал в школе, я ничем не проявил себя как адвокат, Я ничего не жду от жизни и поэто­ му не испытываю разочарований... унэнь для меня только спек­ такль. Мое предопределение - пройти сквозь жизнь, яе столкнув­ шись с миром и не сдвинув его с места" /1 6 1 /. В пассиввостиг в бездойотвии, в равнодушии и отсутствии подлинного интереса к людям герой Форстфа увидел свой главшй порок. "Прозревая" под воздействием №алии, Филип псстигает сшсл, ценность и красоту жизни, и в этом Форстер видит воз­ можность спасения своего героя. Однако "прозрение" Филипа - это не только открытие красоты мира человеческих отношений, но и осознание своей стветствениости. Его стремление быть только наблюдателем жизни, не вмешиваясь в нее, делает его - 102 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=