ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1973. ВЫП.3 [10 ]
- Словосочетанием является синтаксическое единство, обра- вуемое путём соединения двух или б(/льшего количества слов, принадлежапщх к знаменательным частям речи, и представлямее собой "сложное, расчленённое наименование единого явления В словосочетании одно полное слово выступает в качестве глав ного, стержневого слова, распрогтраняемого присоединением к нему другого, зависимого слова, т а г з относящегося к одной из знаменательных частей речи. Инфинитивные сочетания о глаголом побудительной семанти к и , как и любые словосочетания имеют смысловой центр'- и центр грамматический, другими словами, один из компонентов словосочетания должен быть 1 'рамматичеоки господствующим. З.Н.Ярцева указывает: "Как правило, грамматический и смы словой центры совпадают, однако при исторических изменениях словосочетания смысловым центром может стать другой его компо нент, не являвшйся смысЛовым центром словосочетания раньше. Обычно это происходит при начале процесса грамматизации одного из членив словосочетания и, следовательно, постепенной утраты черт, характеризующих словосочетание /с р . сочетание со служеб ными глагола;/®, развившимися из глаголов по.шозначных/ . Мы полагаем, что в предложениях, содержащих глагольно-ин финитивные сочетания с глаголом побудительной семантики, грам матическим центром выступает спрягаемый глагол, а смысловым - инфинитив \ Спрях'аемый г.-згол /гл а го л побудительной семанти к и / выражает все грамматические значения, свойственные сложно му глагольному сказуемому, в котором инф/инитив является омыо- лов 1'/1 центром Грамматически словосочетание по большей час ти определяется морфологической природой стержневого слова, причём словосочетание сохраняет присущую стержневому слову си стему форм: (ioh) anrutratan, { du ) Baflehlst on- xutreten к Т.П. Грамматически зависимый инфинитив вхо ди':' Б предложение благодаря тесной синтаксической связи с лич ным глаголом. х’лавноЯ особенностью таких сочетаний в русском языке, со стоящих из глагч5ла и примыяа 1 ицего,к нему инфинитива /"х о ч у пи с а т ь ", "прошу с е с ть ", "не мешайте заниматься" и т.д ./,А .М .П еш - коЕский считает " . . . п о б л е д н е н и е вещественного она-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=