ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОЛОГИИ 1973. ВЫП.3 [10 ]

- i H S - ти,и к злоупотрябленийм вельнож и чииовижков всяких рангов,* к финансовым махинациям прожкенньа лельцов-откупииков. Именно там Лесая подслусал забавные и язвительно-едкие истории и анекдоты,которые стали сояетами его пьес, били не в бровь, а в глаз всем носителям лженауки и лжеискусства,ханжества и произвола, фагоритпэма и угоди 1 'чества. Там он встр'тил и героев лучших своих произведений: по то ко в Сганареля и предшественников Окгаро - Крнсп la и 1иль-Елаза, с одной стороны, и Тпркаре - с другой. "Криспен -соперник своего господгаа" - прямой продолжатель иольеровских традиций, его стногения к забирасшей все болызув силу и власть в государстве - пока ещё эконокическув- буржуазии. Лесаж наделяет своих толстосумов чертами,подчеркквагши7(и их корыс- Тслвбие и СК0ПВД07ХТВ0. Брак для них-всего лишь торговая сделка. Тонкий психолог, он скальпелем своего многогранного таланта про­ никает в их души и не обнаруживает там ничего,кроме неуемной и ненасытной жажды нажиг - голого чистогана, й хнн о ему,этому идолу, которому они поклоняртся, приносится в зртву все,даже счастье их детей. Хитрые, падкие на лесть, легковерные,невежественные, ограниченно простодушные до тупоумия -такими перед нами представт Валеры.Оргоны и Орояты начала X X III века,все те,кому предстоит и суждено стать господами положения в конце векгеДо не этот бе- зупречн 1 й 1 анализ подлинного реалиста делает одноактнув пьесу Лесаза оригинальной,самобытной: и до него буржуа, образ их жпзнн, их н,азы были объектом пристального внимания,объектом тонкой • иронии^еол.и не едкой сатиры] Мольера и Лабрюйера.Ланкура и Реньяра. Величайшей заслугой автора является новая трактовка образа слуги своего господина. Образ сл уп 1 -по 1 'опника,слуп:-наперсн 1 т а имеет в истории француз­ ской литературы давнвю традицшз. Наибольшего развития,апогея, этот персонаж достиг под пером великого Мольер*.Fro слугитМяска- рилн.Сганарелн и Скапены-были во всем псп'ошниками своих господ. Они кили их ипзньв,помысли господ 1 гаа были и их помыслами.Чаще всего «ни на стороне прогрессивной молодежи,выступавшей против мертвящих предрассудков,потерявших жизнениув силу традиций,против всего,что мешало жить молодежи,воспитйяноИ новыми общественными отношениями,проникшейся духом нового времени. Помогая своим молодым господам, олуги вместе с яиии б:нР‘^' 1 >сь о реакционным мирсвоззреиием.с отжившими взглядами на жизнь, со старыми пережитками в быту, В этом бунте детей против иевавших км вить полнокровной жизкьв отцов слуги обличавт,колеблет оеиовы общественнюс устоев,на которых зиждятся моральные принципы oinoBj

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=