ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ. 1970 Г.

85 языковых условиях к особенно заиетноиу, даже по сравненив с "Брутом", разбуханию строки: из 100 наугад взятых строк "Петра Пахаря" в I-I9 слогов, в 6 - 18, и в II - 17 ® ' "" Среди стиховедов, изучающих аллитерационный стих Х1У в ., ОО уедется спор о числе ударений в долгой строке . Авторы, склонные подчеркивать традиционность стиха, находят в нем 4 метрических ударения; другие ссылаясь на слишком большую длину строки, настаивают на 7 ударениях. Представляется, что здесь, как и в дискуссии о Лаямоне, неверна постановка во­ проса. Во многих строках "Петра Пахаря: наличвству»зт одно­ временно Ч икта аллитерационной поэзии и 7 (иногда 6 ) "новых" иктов. Две иетрические системы наложились одна на другую. Чтобы уяснить себе, как это ыогло произойти, необходимо вкратце остановитьен на новых .ритмических изменениях, произо­ шедших к концу древнеанглийского периода. Выше уже шла речь о причинах, вызвавших удлинение стро­ ки за счет безударных слогов. . Не меньшую роль в преобразовании ритма сыграли ф о н е т и ч е с к и е процес­ сы, о именно количественные изменения среднеанглийских глас­ ных ударных и безударных слогов. Из всех последствий коли­ чественных изменений нас интересуют два: выравнивание длитель­ ности ударных слогов, в связи с превращением долготы в просо- дему и протиропостазлэние всех ударных слогов как долгих всем безударным, а также и с л а б о у д а р е н н ы м слоган, претерпевающим в этот период редукцию. Те­ перь, Б новых условиях, тенденция к изохрошш поиустиший, как легко понять, уже не приводит к деформации языковых долгот: напротив, растяжение ударных слогов в легких полустишиях и сокращение метрически безударных в тяжелых лишь акцентирует общеяэыкоьую тенденцию. Старые принципы ритмизации нового язы­ кового материала становятся неприеиломыыи, "борьба" стихотвор­ ного и общеязыкового ритма оборачивается их содружеством. Если npudajjiiTb к этому, что сама изохрония полустиший вряд ля могла улавливаться на слух ii3-3a ах чрезмерной многослож­ ности, станет очевидным, что ‘'прилажива 1 ше" стиха Ленгленда ' к старой системе стихосложения лишь превращает его в неудобо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=