ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ. 1970 Г.

83 кацик. Ыежду тем законоиерности развития аллитерационного стиха убеждают в том, что почти все новое, что могла бы дать континентальная романская поэзия, зарождалось в зто время и в самом аллитерационном стихе, как неизбежный этап его развития. Вопрос о заимствовании оказывается непринципи­ альным и снимается; результатом прямого заимствования был вероятно лишь тот конкретный ямбический размер, который просвечивает в большинстве стихов "Брута",-'да, может быть, чередование мужских и женских клаузул, типичное для поэмы. Ограничимся несколькими аргументами. Распространенное мнение, что в строках "Брута" наличе­ ствует л и б о рифма, л и б о аллитерация, не вполне точно.,В 21 строке^" использованы оба приема; во )йогих строках звуковых повторов нет вовсе. Важнее же всего то, что рифма Лапмона не есть собственно рифма, а аллитерация непохожа на старую аллитерацию. Даже там, где Лайамон, сле­ дует, казалось бы, традиционным каконам аллитерационного стиха, соблюсти их ему не удается. Отчасти это объясняется обилием слукебных слов, навод­ нивших строки. Повышение частотности служебншс слов связано с хорошо изученными синтаксическими и мор(фологическими про­ цессами: заменой флективных падежных форм предложными кон­ струкциями, возникновением аналитических глагольных форм, развитием артикля, союзов и т .п . Существенно, что новые служебные слова стоят в п р о к л и т и к е ; поэтому, в отличие от древнеанглийской флексии, они "тушат" аллитера­ цию, делают ее неслышной даже там, где, в соответствии со старыми канонами, аллитерируют знаменательные слова. Однако Лайамон часто включает в аллитерацию и сами служебные слова, несущие на себе второстепенное ударение или безударные. Воз­ никает несоответствие между аллитерацией и языковым удеренИ? аллитерация становится бесполезной, она уже не организует стиха, не помогает, а , напротив, мешает метрическому ударе­ нию. Неудивительно поэтому, что в рифме Лайамон находит бс надежный-способ звукового упорядочения полустиший. Впрочек как было сказано, и рифма у Лайамона очень несовершенна*

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=