ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ. 1970 Г.
77 долгини могли быть и гласные, несущие второстепенное ударе ние, как в иестоииениях, наречиях, вторых основах сложных слод* некоторых суффиксах и т.п . ^ «Эта важная особенность древнеанглийского вокализма по рождала большое разнообразив слогов с точки зрения их дли- I тельяОсти. При этом краткими часто оказывались слоги< несу щие метрическое ударение и, напротив, метрически безударны^ ологи ^но несущие второстепенное словесное ударение), число' которых в тоничёском стихе варьирс лось, бывали и долгими. Это резне усиливает контраст между "легкими” и "тяжелыми" ^олустишиями. В "сверхлегких" полустишиях в с е слоги, как ударенные, так и безударные (при минимальном количеатве прследдих)^—краткие (13^4 w iine doote ‘ радостям потворст вовала’ , 1341 t>ogne mpnegoa 'МНОГИМ ИЗ танов’ ) ; напротив возцожны И "сверхтяжелые" полустишия, в которых долгими ока зывается не только слоги с метрическим ударением, но и метрг черт безударные и при этом общее число слогов больше- средш го. Такая неравноценность полустиший- с точки зрения их язы ковой длительности не противоречила требованиям тонического Kieipa, для которого релевантными были только акцентные про тивопоставления. Но изохрония полустиший неминуемо приводила в этих условиях к д е ф о р м а ц и и ,я з ы к о в ы х Д )0 л г о т,' растйжению - в легких полуртишиях - кратких гласных и ускорению - в тяжелых полустишиях - долгих.'Это особенжо очевидно, в тех случаях, когда легкие- и тяжелые по- лустицв 1 я парны в одной долгой строке. Ср. такие примеры из .^Беов^льфа": t >4?.^£Г gy t ьТе Ы ш a a e tton aegen ' gyldeim e "тогда они над ним дховеспли золоченый стяг" 546. a ld r e $1пшв, g i f he" as geunaan w ll« "твоему вождю, если он пожелает до нао снизойти" 27-)1. fo r t a n me w ltan ne d e a r f' waldaad f i r a "ибо пеня упрекнуть не посмел вледыка мужей". Итак: своеобразие ритма древнеанглийской поэзии состо- ->Р 9 в тон, что .чзохронии-просодических единиц вела к дефор*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=