ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ. 1970 Г.
76 Эта ococSeHHOCib ритма, столь явно, сказывающаяся нё сти листике древнего эпоса ( его повышенная "субстантивность") предполагает большую синтаксическую гибкость, возможность . использования в поэЭк.л самых прихотливых синтаксических по строений; в этом отношении о “ Беовульфом" може4 спорить,, пр- жалуй, лишь поэзия исландских скальдов. Ср., например, такую фразу: - ; Beo.I486 - 1490 Ond '^а Huoferi^ la s t ealde la f a , I " «trw tX lo weagawaord wldou^na «ад . haardaog ЬаЪЪад. . • "И ТЫУнфе]рту пбзволь старре наследство, / ,с искусством сделанный боевой меч, прославленному человеку^, / с .острым:# краями, иметь'*. ^ Приведенные фа:^ты заставляют задаться вопросбм: если метрическое ударение регулярно совпадает »с языковым и язы ковой* материал, «ледовательно, естественно укладывается в' ' ' четырехударыне строки; не испытывая при этом просодический деформации, то можно ли вообще говорить о древнеанглийском стихе как о чем-то ритмически отличном о,т п^зы: Для ответа на этот вопрос важно иметь в виду^ что стих, рассчитанный на устное исполнение, а таи более декламируемый Под музыкальный аккомпанимент, обязатёльно обладает свойством изохронии еДкнид, т .е . приблизительно одинаксвой их протяжен ности во времени. Это свойство не.связано <с самим метром, оно присуще любоцу произносимому стихотворному тексту, поэтому интерпретация дрернегерманркой поэзии как музыкального, '!»ак- тового" стиха искажает действительную к а р т и н у ^ < Однако, если, например, в русском стихе измеаен| 5 я темпа (растяжения, ускорения) - в сущности лишь нёбольная декла мационная тонкость, без;|^зличная для/рзыковых п^орвопостав- , лений иначе обстояло дело в древнеанглийской поэзии. В этот период долгота гласного еще.являлась его различительным!_ (фонематическим) признаком будучи, оледоватёл^но, неза висимой от ближайших согласных (краткие сбгласныо, геминаты или группы согласных), слогоделения, а Ьтчасти ;i .сил::/удсре:'»*'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=