ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ. 1970 Г.

7 4 7S напротив, получил за последний век большое распространен, Аллитерация также используется во множество несходных иекду собою языков и при этом нередко в качестве каноии» зованного приема, как в западно-финских и якутском языкам Л уравнение метричесвих и ритмических явлений приводит к заведомо неверному выводу о "всеядности" поэзии любого народа, где всегда можно отыс 1 {вть пример на люо'ой прием звуковой организации. - Проблема соотношения абстрактной схемы метра и pearf^'- ного стихотворного ритма имеет в контексте этой работы | особенно важную роль: хотя те или иные особенности языка отчасти определяют и сами метрические каноны непосреЖ ственноо взаимодействие обеих систем про/юходит в р и т ® ' м е и через ритм раскрывается. То же и в диахронии: CTojp кновение развивающейся систеш языка и тралициояных канон нов версификации сказывается непосродстлеино именно i) ршЙ,. стиха; возникающее несоответствие моад ритмом и, метром « приводит, при благо^ 1 риятных условиях, к смбне метра. II может быть только на тех слогах, которые неоут и наиболее сильное словесное'ударение. |^сли в силлабо-тоническом и даже, в современном тоническом стихе метрическое ударение и Классический аллитерационный стих Как и всякий чисто тонический стих, стих древних ге: манцев был основан на счете ударных слогов при переменнс числе безударных. Как и всякий чисто тояичоиов! стих, on нуждался в сравнительно немногих просодических условиях: ► выделнмости слога в качестве самостоятельной акцентной единицы и контрастирующем противопоставлояии ударит слогов безударным. Ёдишпцей германского стиха было полу' стишие, включающее два главных метрических ударения Никаких пограничных сигналов внутри полустишия, позволяв щих объективно выделить более мелкие метрические "pyoiilJ (стопы,доли) не существует. ' Уже с самого нзчаха икт гермапоко 1 -о стиха гахедклоЯ! инок отношении к словесному язпковому ударению, чем икт современного тсническаго стиха. Нероятио^еж* с "агкчеси закл:шани>!, неред-т' предет' алетеих гароднщ г ;''и 'O’ lf-'i" П'' 13 стиха появилось неиредохноо прасило: ь'. ч нос ударение словесное суть элементы, на только принадлежащие •разным системам, но часто и не совпадёющкв в поэтическом тексте, то при чтении германского стиха надлежит расставлять акценты именно таи (есть, конечно, час.тные отклонения), где они расставлялись бы в прозе. Поскольку в древних германских .языках носителем наиболее сильного ударения было, по-видимо- Siy, существительное икты закономерно располагаются пре­ имущественно на существительных. С совпадением метрического и главного сдовесного уда­ рения связана и другая особенность икта, а именно не равно-' ценность иктов в долгой строке. Иначе говоря, каждые два полустишия древнеанглийского стиха имеют общий акцентный рисунок, который объединяет их попарно в более крупную просодичесгую единицу - долгую строку. Если дать условную количественную оценку каждому из четырех иктов долгой с^ро-. ки, то преобладающим ритмическим рисунком окажется последо­ вательность: 3,5 - 3 - 4 - I Первцй икт второго полусти­ шия (третий в долгой строке) - самый сильный; в этой позиции существительные разительно преобладают: в 95 стихах (долгих. . строках) "Беовульфа" позицию третьего икта занимают 5ё,су­ ществительных, 12 прилагательных, II глаголов и т .д . Во .мно­ гих, наиболее совершенных с точки зрения поэтической техни­ ки, стихах второе полустишие, как правило, открывается-именно ---------- - ---- . *лГ * I *' существительным. Ср., например: 210-213^ последующие стихи "Беовульфа": P yret t o r i gewat f l o t a was в on y^ua, bat under b e o r g e . Вв'огшаэ gearwe ♦ e'treaaas wundon. on s t e f n a tig o n j sand wla aande . . . . . Бремя пронеслось вперед: корабль был на волнах, /лодка под Утесистым берегом. Воины с готовностью / поднялись на нос; стпп!!''’* сплетались, / море против п е с к а ..."; в II последующих сроках существителья»-'" яанимают позицию главного икта 8 раз*».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=