ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ. 1970 Г.

7 3 ные исследователи древнегерианского стиха. Из всех ученых, занимавшихся древнегерыанскш ттихои, "структуралистом" был, пожалуй, один Снорри Стурлусон. Великий дреяыеисландский ученый по крайней мере последо­ вательно вндеяая противопоставления, релевантгше для дан­ ной системы стихослоявяия. Именно он суммировал те метри­ ческие константы аллитерационного стиха, которые до сих пор приводятся в учебниках дрекнегерманских языков В трудах нового времени мы найдем детальнейшее иссле­ дование и систематизацию ритмических особенностей древ- иегерменского стиха. Но повышенное внимание к частностям имеет и оборотную сторону: нередко на одну нить нанизыва­ ются факты разного порядка, явления метра и явления ритма. Тан, интерес к изучению древнегерманской поэтики про­ будила ставшая-классической книга З.Сиверса "Древнегерман- скан метрика" " . Н о именно Сивере предложил "для простоты описания" разбить полустишия на стопы /Р и в е / , а "дяя пол­ ноты оного" рассматривать в одной плоскости с акцентными противопоставлениями и противопоставления долгих-яратких слогов. Смешение разноплановых явлений характерно х для последователей Сиверса, а еще в больяей степени для его противников. Современные исследовал* древнеанглийской ■ поэзии ® по существу посвящают свои работы записи (с по­ мощью сложной системы обозначений) индi^видyaльнoй (своей разумеется!) м а н е р ы д е к л а м а ц и и аллитера­ ционного стиха ^.-За нотными значками, тактами и паузами исчезают те элементы, главноударенаие слоги и цезуры, на которых держится германский стих. Между тем весь пафос общей ввориа стмхосложения послед­ него полувека направлен как раз против смегения метрических констант и ритмиЧ‘Ь;ких вариантов, канонязовзадых и факуль­ тативных приемов звуковой орг81Шзации стиха. ;!менно нераз­ личение .метра и ритма мешает увидеть связи да 1 >аой конкрет­ ной систзмы стихосложения с данным конкретным- языковым строем. Мели замечать одни лишь констзнть;, f.-iTcvcT признать, что четсрзхудпп;;ы.'; тонический стих «е тсхько не исчез, но.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=