Сопоставление исследования семантического взаимодействия единиц разных уровней в системе немецкого и русского языков. 1986 г.
77 цаей и функцией замещения, их можно считать дейктическими элемен там. Мы полностью разделяем мнение И.А.Стернина, что указание - это неотъемлемое содержание д е в и ч е ск о г о слова, составной эле мент его семантики . . Так как исследование выражения декктическкх отношений в немец ком языке имеет место в контексте, следует остановиться на поня тии "контекст" вообще и понятии "широкий контекст" в частности. Под контекстом ми понимаем, согласно.Н.Н.Амосовой, сочетание се мантически реализуемого слова с указательным минимумом . Широкий контекст в нашей интерпретации - это широкий контокст в собствен ном с!/мсле слова и речевая ситуация, как её понимает АмосоваН.Н. Речевая ситуация в интерпретации Н.Н.Амосовой - это ситуация, служащая условием реализации лексического значения слова без по мощи прямого языкового контекста9 . Под широким контекстом в соб ственном смысле слова мы понимаем единицу текста, большую, чем простое предложение, но ограниченную рамками сверхфразового единства. Термин "сверхфразовое единство" применяется, вслед рр О.И.Москальской1 0 , для обозначения структурной единицы текста, "микротекста", в пределах которого осуществляется исследование интересующих нас единиц. При определении границ сверхфразового единства мы исходим из семантического признака, а именно - выделения микротемы. При выделении ыяткротемы мы опираемся на положение О.И.Москалъской о том, что критерияш членения текста следует считать смену микро томы, нарушение тематической цепочки, нарушение непрерывности внешних мекфразовых связей'1'1 . В настоящем исследовании применяется метод додедороьвдия со- кантики. многозначных глаголов, разработаннцй Ц. гЗ .С.РаЯлЗДЦсуло-* 7 8 Стернин И.Я. К понятию дейксиса. - В кн.: Иртршкс^отологиче ские и синхронно-т 1 Шологичес 1 ше и с ^ е д о ^ /Ш . Ц .. 19/4, с . 302-311. 7 Амосова Н.Н. Основы английской фразердощ . г 1969,с . 26. 8 Амосова Н.Н. Слово и контокст. - В кн.: Уцедые запаош ЛГУ. Л ., 1958, вьш. 42; И 243, с . 7 . Там жо. ^Иоскальская О.И. Текот как лкнгцирфреское понятие. - Иност ранные языки в школе, 1978, й 3 . 1 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=