Сопоставление исследования семантического взаимодействия единиц разных уровней в системе немецкого и русского языков. 1986 г.
чения в процессе отражения действительности в немецком и русском языках. Решение проблемы отражения действительности в языке заметно продшшулось с появлением структурно-семантических методов ана лиза, олираю'цихся на толкование языкового феномена как системы языковых знаков, репрезентирующих экстралингвистическую действи тельность. Языковой знак выражает отражаемую в сознании действи тельность адекватно, но особым, специфическим образом. Между со держанием языкового знака, которое является результатом перера ботки одного или нескольких логических (= мыслительных) понятий, и отражаемой внеязыковой действительностью нет взаимнооднознач ного, зеркального соответствия. Б.И.Ленин так определял сущность процесса отражения и формирования мыслительных понятий: "Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (= понятия) с неё не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сло жный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возмож ность отлета фантазии от жизни"*. Соотношение не мыслительного образа отражаемой действительности со словом В.И.Ленин объяснял следующим образом: "Что такое название? Отличительный знак, ка кой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю предста вителем предмета, характеризующим предают, чтобы представить его себе в его тотальности"*1 Таким образом, в словесном названии т ес но соприкасаются две содержательные стороны: мыслительно перера ботанная действительность и собственный., отличительный! признак словесной форш. Попытки толкования значений слов через структур ную организацию обозначаемых предметов вульгаризируют природу языка, так как не учитывают, что вербальный мир"представляет со бой лишь вторичный мир" (по отношению к мыслительным образам дей ствительности!), "закономерности которого адекватны исходному", но субъективны по форме своего существования". Конечно, реальный мир детерминирует в определенной степени способы его языковой ре презентации. Соответствие, симметрия между планом действительнос ти и планом её вербализации - это нейтральный, объективированный ¿5 1 2 3 Ленин Б.И. Поли. собр. ооч ., т- 29, с . 330. Там же, с . 74. Колшанский В.Г. Контекстная семантика. - Ы., 1930, с . 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=