Сопоставление исследования семантического взаимодействия единиц разных уровней в системе немецкого и русского языков. 1986 г.
ные введения никогда не могут быть исчерпывающими и в принципе допускают рассмотрение с разных позиций. Что же касается типоло гического метода (даже в его конкретной разновидности), то овла дение им последовательно ориентирует будущего учителя на само стоятельное сопоставление строя языков в целях оптимизации об учения иностранному языку. УДК 800 :808 .2 :803 .0 И.П.Москалева (Калужский пединститут) СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ СКРЫТЫХ КАТЕГОРИЙ Щ5.ЩК0ГС И РУССКОГО языков Анализ языковых фактов не только в направлении "от значения к форме", но также и "от формы к значению" ведет к тому, что вни мание исследователей привлекают ¡сак издавна выделяемые граммати кой "явные" формы, так и многочисленные сложные, комбинированные средства, "скрытые" в лексико-грамматических и лексико-контексту альных сочетаниях. Изучение таких скрытых значений и категорий является предметом так называемой "скрытой грамматики", находя щейся в настоящее время в процессе овоего становления. В плане содержания скрытые категории (далее СК) представляют собой категории логико-грамматического характера,или "нефундамен тальные понятийные категории", которые,о одной стороны.являются отражением свойотв и отношений реальной действительности,а с дру гой стороны - имеют опору на язык, выводятся из конкретного язы кового материала. При этом СК выражаются в языке имплицитно (не явно, зашифрование). Имплицитный способ выражения СК обусловлива ет совмещение в одном означающем нескольких отдельных семантичес ких функций. Иначе говоря ,® не имеют опоры на специальную систе му грамматических средств,их имплицитное выражение всегда так или иначе вытекает из некоторого другого эксплицитного выражения, так что СК являютоя как бы дополнительным следствием,косвенным резуль татом соотношения тех единиц(а также юс компонентов и отражающих их компонентов контекста),которые представлены в данном высказы вании формальными показателями .Тем самым СК вое же получают фор мальное языковое выражение в широком его понимании. II 1 Бондарко А.В. Категориальные и некатегориальные значения в грамматике. - В кн.: Принципы и методы семантических исследо ваний. Ы., 1976, с . 187Т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=