Сопоставление исследования семантического взаимодействия единиц разных уровней в системе немецкого и русского языков. 1986 г.

ные введения никогда не могут быть исчерпывающими и в принципе допускают рассмотрение с разных позиций. Что же касается типоло­ гического метода (даже в его конкретной разновидности), то овла­ дение им последовательно ориентирует будущего учителя на само­ стоятельное сопоставление строя языков в целях оптимизации об­ учения иностранному языку. УДК 800 :808 .2 :803 .0 И.П.Москалева (Калужский пединститут) СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ СКРЫТЫХ КАТЕГОРИЙ Щ5.ЩК0ГС И РУССКОГО языков Анализ языковых фактов не только в направлении "от значения к форме", но также и "от формы к значению" ведет к тому, что вни­ мание исследователей привлекают ¡сак издавна выделяемые граммати­ кой "явные" формы, так и многочисленные сложные, комбинированные средства, "скрытые" в лексико-грамматических и лексико-контексту­ альных сочетаниях. Изучение таких скрытых значений и категорий является предметом так называемой "скрытой грамматики", находя­ щейся в настоящее время в процессе овоего становления. В плане содержания скрытые категории (далее СК) представляют собой категории логико-грамматического характера,или "нефундамен­ тальные понятийные категории", которые,о одной стороны.являются отражением свойотв и отношений реальной действительности,а с дру­ гой стороны - имеют опору на язык, выводятся из конкретного язы­ кового материала. При этом СК выражаются в языке имплицитно (не­ явно, зашифрование). Имплицитный способ выражения СК обусловлива­ ет совмещение в одном означающем нескольких отдельных семантичес­ ких функций. Иначе говоря ,® не имеют опоры на специальную систе­ му грамматических средств,их имплицитное выражение всегда так или иначе вытекает из некоторого другого эксплицитного выражения, так что СК являютоя как бы дополнительным следствием,косвенным резуль­ татом соотношения тех единиц(а также юс компонентов и отражающих их компонентов контекста),которые представлены в данном высказы­ вании формальными показателями .Тем самым СК вое же получают фор­ мальное языковое выражение в широком его понимании. II 1 Бондарко А.В. Категориальные и некатегориальные значения в грамматике. - В кн.: Принципы и методы семантических исследо­ ваний. Ы., 1976, с . 187Т

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=