Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

бинирование неподготовлено только по форме, напри­ мер при кратких аннотациях, пересказах «своими сло­ вами» прочитанного). Изучение актов комбинирования в этих планах дает возможность установить градации трудностей при обу­ чении и наметить линии упражнений. 11. Изучение грамматических действий, совершаю­ щихся при комбинировании, показывает, что процессы прикомбинирования происходят одновременно и внутри синтагм, и между синтагмами. 12. Параллельно умению комбинирования должно развиваться умение перефразировать мысли в соответ­ ствии с языковыми возможностями. Перифраза, как правило, межъязычна и может иметь следующие виды: а) грамматическая перифраза; б) передача смысла знакомым «готовым» в неизме­ ненном виде; в) передача смысла знакомым через лексические подстановки. Обычно в конкретном акте перифразы эти ее разновидности сочетаются. В процессе коммуникации перифраза дополняет ком­ бинирование, позволяя обходить трудности, связанные с незнакомым; возможности ее велики (от «мальчик, у которого нет отца и матери» вместо «сирота» до «овощ, от которого плачут, когда чистят» вместо «лук»), но она имеет свои границы, так как расширение ее исполь­ зования («маленькая крыса» вместо «мышь») ведет к вульгаризмам, курьезам, помехам в декодировании. От перифразы следует отличать грамматический па­ рафраз на иностранном языке, представляющий собой соотнесение понятий в иной синтаксической связи или иной грамматический вариант выражения понятий («вам этого не видеть» и «вы этого не увидите»; «у него была зеленая шляпа» и «шляпа его была зеленой»). Усвоение подобных вариантов облегчает комбинирова­ ние, поэтому некоторые варианты трансформ, предло­ женные трансформационной грамматикой (С. К. Шау­ мян), могут быть в известной степени использованы как некий каталог упражнений при развитии умений ком­ бинирования. 13. Обучение комбинационно-неподготовленной речи тесно связано и проводится комплексно с обучением другим сторонам неподготовленной речи —экспромт- 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=