Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
бинирования (синтагма; предложение; больше, чем предложение). 8. Изучение механизмов комбинирования позволяет сделать вывод о наличии следующих его «линий»: а) линии непосредственной соотнесенности комбини руемых элементов (субъект + предикат; предикат + объ ект; предикат + обстоятельство; главное предложение+ придаточное; другие «непосредственно составляющие»); б) линии опосредованной соотнесенности (субъект+ объект; атрибут + предикат; субъект-(-обстоятельство и т. п.), что имеет практическое значение для подбора упражнений по обучению комбинированию. Единицами комбинирования и их вариантами могут являться: слово + слово; слово + словосочетание; слово сочетание + словосочетание; слово + предложение; пред ложение + предложение и др. 9. Выработка умений комбинирования зависит от ха рактера заучивания и запоминания слов (лексика долж на запоминаться не только в стереотипных контекстах, но и в мобильных, вариабельных с прицелом на комби нирование), от характера процессов сохранения в па мяти и воспроизведения лексики (оперативность процес сов вспоминания и припоминания единиц комбиниро вания). 10. Комбинирование может характеризоваться также: 1) категорийной близостью и отдаленностью ново- комбинируемого от уже встречавшегося («костюм се рый, коричневый, синий» и т. д., «читать книгу, роман, газету» и т. п .—категорийно близкие сравнительно с «отвратительный костюм» и «читать мысли»); 2) различной степенью неосознанности (автоматич ности) и осознанности с диапазоном от «плана речи» (Н. И. Жинкин) в эндофазии до прямой вербализации про себя; 3) степенью участия в комбинировании перевода с родного языка; 4) особенностями в соотнесенности понятий и форм в градации; а) впервые комбинируются не только формы, но и понятия, которые и в родном языке не сочетались; б) понятия на родном языке сочетались, но в ино странном языке в данной комбинации не встречались; в) понятия и в иностранном языке соотносились, ком- 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=