Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
3. Проведенные опыты позволяют выделить два основных аспекта комбинирования в неподготовленной речи: а) лексическое комбинирование —речевой акт, при котором известная грамматическая структура предло жения или словосочетания наполняется не встречавши мися ранее в речевой деятельности обучающегося лек сическими комбинациями. Это главный вид комбиниро вания, предполагающий новизну лексических комбина ций на базе знакомой грамматики; б) грамматическое комбинирование —речевой акт, при котором известные комбинации слов употребляются в не встречавшихся в речи обучающегося вариантах пройденных структур. В основе этого акта лежит фор мирование вариантов пройденных структур. В процес се отдельных актов комбинирования указанные аспекты могут сочетаться. 3. Комбинирование может происходить на различ ных синтаксических уровнях: а) синтагма; б) предложение; в) высказывание. Преобладание того или иного уров ня зависит от специфики кодирования речи в данном языке. Методика обучения комбинированию должна опи раться на характерные для изучаемого языка механиз мы кодирования (взаимосвязь синтагм, автономность кодирования синтагмы и всего предложения, наличие «сигналов», возможностей упреждения). 4. Для характеристики комбинирования существен ное значение имеет изучение психологических процес сов кодирования речи, в частности процессов формиро вания предложений вокруг первых очагов («ядер») мы слей, возникающих в вербализированном виде. Виды первых очагов вербализации мысли могут характеризоваться разными показателями: а) начало — середина —конец предложения; б) на иностранном языке —на родном языке —на том и другом; в) большая единица, чем слово-—отдельное слово; г) в нужном грамматическом оформлении —в офор млении, требующем изменений; 4 : 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=