Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

3. Проведенные опыты позволяют выделить два основных аспекта комбинирования в неподготовленной речи: а) лексическое комбинирование —речевой акт, при котором известная грамматическая структура предло­ жения или словосочетания наполняется не встречавши­ мися ранее в речевой деятельности обучающегося лек­ сическими комбинациями. Это главный вид комбиниро­ вания, предполагающий новизну лексических комбина­ ций на базе знакомой грамматики; б) грамматическое комбинирование —речевой акт, при котором известные комбинации слов употребляются в не встречавшихся в речи обучающегося вариантах пройденных структур. В основе этого акта лежит фор­ мирование вариантов пройденных структур. В процес­ се отдельных актов комбинирования указанные аспекты могут сочетаться. 3. Комбинирование может происходить на различ­ ных синтаксических уровнях: а) синтагма; б) предложение; в) высказывание. Преобладание того или иного уров­ ня зависит от специфики кодирования речи в данном языке. Методика обучения комбинированию должна опи­ раться на характерные для изучаемого языка механиз­ мы кодирования (взаимосвязь синтагм, автономность кодирования синтагмы и всего предложения, наличие «сигналов», возможностей упреждения). 4. Для характеристики комбинирования существен­ ное значение имеет изучение психологических процес­ сов кодирования речи, в частности процессов формиро­ вания предложений вокруг первых очагов («ядер») мы­ слей, возникающих в вербализированном виде. Виды первых очагов вербализации мысли могут характеризоваться разными показателями: а) начало — середина —конец предложения; б) на иностранном языке —на родном языке —на том и другом; в) большая единица, чем слово-—отдельное слово; г) в нужном грамматическом оформлении —в офор­ млении, требующем изменений; 4 : 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=