Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

кой грамматики, по которым происходит обучение основным трудностям —всем разновидностям рамочной конструкции, порядку слов в придаточном предложе­ нии и т. д. 6. Работы по трансформационному анализу немец­ кого языка (Бирвиш, Мотч, Хортунг и др.) несомненно интересны, так как в некоторых случаях заостряют внимание на трудно замечаемой структурной разности. Однако для обучения немецкому языку результаты этих работ имеют весьма скромное значение, ибо часто в методических целях для различения структур выгод­ нее использовать не сложную трансформационную опе­ рацию, а другие признаки (например: Он пришел, чтобы покушать; Он слишком стар, чтобы это понять —слово «слишком»; из Франции —французский; из дерева—■ деревянный —семантика словообразовательной базы). 7. Если вообще вкладывать какой-то методически полезный смысл в понятие «базисных» структур, то это следующий: базисными являются те структуры немец­ кого языка, в синтаксическом единстве с которыми сле­ дует отработать остальные или большинство остальных. После того, как инверсия, вопросы, отрицание, порядок слов в придаточном предложении и др. усвоены в са­ мостоятельных моделях, они могут служить для вы­ явления вариантов других моделей, например, модель предложений с перфектом варьируется вопросительно, отрицательно, с инверсией и т. д. Содержание рамки в предложениях с перфектом, с футурумом или с модаль­ ными глаголами может варьироваться с учетом тех син­ таксических схем, которые сторонниками трансформа­ ционной грамматики рассматриваются как основные (конструкция с прямым дополнением, с косвенным и прямым дополнениями, с обстоятельством и т. д.). Та­ ким образом все ставится обратно «с головы на ноги»: «традиционное» грамматическое явление моделируется, т. е. выражается в типовых предложениях, варьируе­ мых в соответствии с различными видами дифферен­ циации структур, при условии, что эти варианты пред­ ставляют основные трудности при обучении данному явлению. 8. Сказанное не лишает отдельные деривационные и трансформационные упражнения их значения: напри­ мер, упражнения на «номинализацию» для тренировки 4 Зак. № 124 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=