Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
«базисные» модели П. Робертса негодны как инструмент обучения, так как они совершенно неконкретны, в них можно подставлять что угодно и ничего, и они в этом виде плохо служат опорой для образования по анало гии. Кроме того, легко убедиться, что «базисные» моде ли почти полностью совпадают с соответствующими моделями русского языка, и набор «базисных» моделей, следовательно, оказывается построенным не на труд ностях, а на «легкостях» обучения. Попытки некоторых наших исследователей использовать «базисные» модели в качестве объективного критерия отбора конкретных моделей обучения (модели обучения рассматриваются ими как «ограничения» или как «структурные» или «грамматические» варианты базисных моделей) фак тически являются ретроспективным оправданием уже существующих списков грамматических моделей для обучения английскому языку (К. Менон, Ч. Фриз, Р. Ла до, А. П. Старков). Использование некоторыми нашими методистами (1-й и 2-й проекты программ по английскому языку, изд. АПН РСФСР, 1965) отдельных положений трансфор мационной грамматики, например, истолкование струк тур отрицания и вопросов не как основных, а как «трансформ», приводит к тому, что обучение оказывает ся поставленным «с ног на голову», главное объявляется второстепенным, второстепенное главным. 3. Несмотря на очевидные недостатки, трансформац онная грамматика приобретает все большее влияние на методику преподавания иностранных языков. Причи ны, на наш взгляд, следующие: 1) распространенное в наши дни бескритичное стремление придать гуманитар ным наукам характер точных наук (Апресян: базисные модели — своего рода элементы таблицы Д. И. Менделе ева); 2) стремление оправдать некоммуникативные грамматические упражнения новейшими достижениями современной лингвистики; 3) наблюдаемое в последнее время в зарубежной методике (А. Вальдман, А. П. Тес- лаар, П. Робертс, Р. Политцер), а также у нас разочаро вание обучением по грамматическим моделям отбора А. Хорнби, Ч. Фриза, Р. Ладо и других. Эти модели объ являются «безжизненными», и им противопоставляется использование в обучении «порождающей» грамматики, по которой учащиеся смогут «сами порождать новые 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=