Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

мы назовем экспрессивно-эмоционально-оценочной или сокращенно экспрессивно-эмоциональной *. Термин «экспрессивно-эмоционально-оценочная» лексика несколько громоздок, но он ясно указывает на взаимодействие экспрессивных и эмоционально-оценоч­ ных моментов в составе данного лексического пласта, более четко очерчивает его границы. Эмоциональные слова с точки зрения тематической (название чувств человека) не включаются в состав данной лексики, так как берутся именно экспрессивные слова. Все экспрессивно-эмоциональные слова, относящие­ ся к человеку, разделим на три группы, а именно: 1) номинативные экспрессивно-эмоциональные слова; 2) экспрессивно-эмоциональные слова с переносным значением; 3) экспрессивно-эмоциональные слова с суф­ фиксами субъективной оценки. В названных группах представлены семантические разряды слов, относящиеся к теме «Человек»: названия частей тела человека; имена существительные со значе­ нием лица, характеризующие человека как носителя каких-либо качеств (физических, духовных); имена при­ лагательные, обозначающие непосредственно качества и признаки человека (внешний вид, физические особен­ ности, умственные способности, черты характера); гла­ гольная лексика: а) называющая поступки и действия человека, проявляющиеся в поведении, б) обозначаю­ щая физические ощущения человека, в) связанная с процессами речи (глаголы говорения), с процессами при­ ема пищи и некоторые другие группы слов. Экспрессивность данной диалектной лексики ощу­ щается и подчеркивается благодаря наличию в говорах нейтральных общеязыковых синонимов. М. В. Р А Е В С К И Й ГЕРМАНСКОЕ И ВЕРХНЕНЕМЕЦКОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ СОГЛАСНЫХ: ИХ СООТНОШЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ 1. С историко-фонологической точки зрения верхн немецкое передвижение согласных в его отношении к1 1 См. у О. С. А х м а н о в о й термин «экспрессивно-эмоцио­ нально-оценочные моменты» в книге «Очерки по общей и рус­ ской лексикологии», Учпедгиз, 1957, стр. 242. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=