Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
* * * В поэме «Человек» Маяковский поднимается до фи лософского обобщения сделанного прежде противопо ставления народа и поэта —богу. Здесь утверждается главная мысль: не бог, а Человек есть истинный и един ственный творец и преобразователь. Углубляется смысл полемики с легендой о Христе. Жанр произведения, композиция и сюжет, система образов, весь комплекс художественных средств и при емов подчинены замыслу раскрыть реакционную суть религии, создавшей легенду о Христе и поработившей человека. Возвращение человека к подлинной, свобод ной жизни поэт связывает и с осознанием человеком своих творческих возможностей, с освобождением от иллюзий, внушенных религией. Лексика, фразеология, сюжетные схемы, отдельные мотивы, образы, заимствованные из библейских легенд, выполняют в произведениях Маяковского определен ную художественную задачу. Сама логика использова ния их иллюстрирует сложную диалектику закона един ства содержания и формы. Т. С. Р О З А Н О В А ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ НАД ОТЫМЕННЫМ ГЛАГОЛЬНЫМ СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ (по «Материалам для словаря древнерусского языка И. И. Срезневского»)1 1. В современном русском языке укрепляется и рас пространяется отыменное суффиксально-префиксаль ное глагольное словообразование. 2. В сообщении раскрывается, как представлен про цесс такого словообразования в ранний период развития русского языка. Наблюдения проводятся по «Материа лам для словаря древнерусского языка И. И. Срезнев ского», так как в них охвачены все основные древней шие русские памятники вплоть до XV в. 3. Отыменные префиксально-суффиксальные образо вания объединены общностью значения: сделать или сде- 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=