Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
традиционным образам, мотивам и переосмысление их. В ранней лирике обнаруживается тенденция к посте пенному снижению образа бога. Представление о боге как о союзнике богатых возникает в первом большом программном произведении 1913 г. — в трагедии «Вла димир Маяковский». Уже здесь тема богоборчества тесно сплетается с темой социальной и намечается про тивопоставление пробуждающегося сознания народа идее бога, реальной силы народных масс —призрачной силе бога. В поэмах «Облако в штанах», «Война и мир», «Че ловек» и особенно в поэтохронике «Революция» (напи санной по следам февральской революции в 1917 г.) поэту удалось показать в образах самый процесс раз рушения наивной веры народа в бога, прибегая при этом также к использованию библейских мотивов. * * * Ставя одну из основных проблем своего творчества — проблему искусства,—Маяковский нередко, особенно в ранних произведениях, связывает ее решение с темой богоборчества. Связь эта реализуется в противопостав лении поэта богу. Маяковский полемизирует с легендой о Христе. В поэме «Облако в штанах» возникает образ поэта-пророка, тринадцатого апостола. Строится образ по той же схеме, что и в легенде, однако наполняется он совершенно иным содержанием. Герой поэмы — сущест во земное, он прочно связан с жизнью, с ее прозой, со всеми ее противоречиями. Он восстает против законов эксплуататорского мира, провозглашая: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» Он— бунтарь, в отличие от Христа, принесшего пассивную жертву. И хотя в период создания поэмы Маяковский, еще не увидевший исто рической силы, способной переделать жизнь, еще не познавший роли революционного пролетариата, в худо жественном решении проблемы не идет дальше роман тически преломленной идеи мессианства, тем не менее в отличие от Христа Поэт, тринадцатый апостол, вы ступает как пророк революции, как мститель, отверга ющий евангельскую идею непротивления. Образом Поэта-пророка революции утверждается активная, гуманистическая роль искусства. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=