Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

тябре 1928 г. тульской общественностью широко отме­ чалось столетие со дня рождения Толстого. Об этом сви­ детельствуют материалы газеты «Коммунар» и специ­ альный номер журнала «Тульский край» (1928, № 5), посвященный Толстому. М. М. Б У Р К И Н А БОГОБОРЧЕСТВО В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО (идейно-художественная роль библейских мотивов в творчестве Маяковского дооктябрьского периода) В творчество Вл. Маяковского, поэта-гуманиста и революционера, естественно и органически вошла тема богоборчества и претерпела сложную эволюцию, отра­ зив процесс развития мировоззрения поэта, всей систе­ мы его общественно-политических, этических, эстетиче­ ских взглядов. В ранний, дооктябрьский, период тема богоборчества затронута в произведениях всех почти жанров, в кото­ рых поэт тогда работал: в лирических стихотворениях, в трагедии «Владимир Маяковский», в романтических поэмах. Решение этой темы непосредственно связано с основной проблематикой творчества этого периода: со­ циальные противоречия большого капиталистического города; столкновение «маленького человека» с буржуаз­ ным миром; обличение империалистической войны и постепенное осознание роли народных масс; поиски положительной программы и положительного героя; проблема искусства: осуждение декадентства и проти­ вопоставление поэта-гуманиста капиталистическому миру. В связи с этим решение темы богоборчества при­ обретает следующие аспекты: разоблачение реакцион­ ной роли религии, церкви в процессе постижения соци­ альных противоречий; религия и народ; бог и война; бог и поэт (искусство); развенчание идеи бога и противопо­ ставление богу Человека. В художественном отношении здесь интересно, пре­ жде всего, соотношение лирического и сатирического. В художественной структуре различных по жанрам произведений наблюдается обращение к библейским и 3 * 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=