Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
дованиях психологов, в методической литературе, прак тической работе учителей неоднократно упоминалось, что трудности обучения решению задач связаны с не обходимостью выделить их абстрактную математиче скую структуру. 2. Возможность выделения математической струк туры задач возникает при овладении детьми совокуп ностью обобщенных приемов; в школьной практике же до сих пор имеет место ложная тенденция обучать ре шению данных конкретных задач. При обучении решению задач разрывается структу ра задачи и действия: задачи одинаковой структуры в программе и учебнике отстают на значительный проме жуток и при переходе из класса в класс усложнение в задачах идет, главным образом, по рангу чисел. Тем самым общая схема задач усваивается с трудом, и в V классе происходит возврат к тем же задачам, которые решались в начальных классах. Установившаяся типология арифметических задач не является достаточно логически обоснованной, хотя и исходит из определенных психологических предпо сылок. 3. Поиск рациональных путей обучения решению задач, с психологической стороны, состоит, как нам представляется, в направлении выяснения того, что та кое собственно математическая задача, какой должна быть типология задач. Важно попытаться выяснить так же, что такое «учебная» текстовая задача — каким за дачам надо учить, чтобы на них учить решать зада чи—и что такое задача, которую дети должны решать сами. 4. В экспериментальных начальных классах школы № 11 г. Тулы ведется работа по обучению детей иными, чем по обычной программе и методике, способами: обу чение решению задач идет через составление формул. Обычно арифметические способы решения противо поставляются алгебраическим, введение буквенного обозначения понимается как введение элементов алгеб ры, средством решения задач представляются уравне ния. Нами буквенная символика использовалась как удобное средство демонстрации и анализа самой задачи, а не только способов решения. Мы исходим из того, что 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=