Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

дованиях психологов, в методической литературе, прак­ тической работе учителей неоднократно упоминалось, что трудности обучения решению задач связаны с не­ обходимостью выделить их абстрактную математиче­ скую структуру. 2. Возможность выделения математической струк­ туры задач возникает при овладении детьми совокуп­ ностью обобщенных приемов; в школьной практике же до сих пор имеет место ложная тенденция обучать ре­ шению данных конкретных задач. При обучении решению задач разрывается структу­ ра задачи и действия: задачи одинаковой структуры в программе и учебнике отстают на значительный проме­ жуток и при переходе из класса в класс усложнение в задачах идет, главным образом, по рангу чисел. Тем самым общая схема задач усваивается с трудом, и в V классе происходит возврат к тем же задачам, которые решались в начальных классах. Установившаяся типология арифметических задач не является достаточно логически обоснованной, хотя и исходит из определенных психологических предпо­ сылок. 3. Поиск рациональных путей обучения решению задач, с психологической стороны, состоит, как нам представляется, в направлении выяснения того, что та­ кое собственно математическая задача, какой должна быть типология задач. Важно попытаться выяснить так­ же, что такое «учебная» текстовая задача — каким за­ дачам надо учить, чтобы на них учить решать зада­ чи—и что такое задача, которую дети должны решать сами. 4. В экспериментальных начальных классах школы № 11 г. Тулы ведется работа по обучению детей иными, чем по обычной программе и методике, способами: обу­ чение решению задач идет через составление формул. Обычно арифметические способы решения противо­ поставляются алгебраическим, введение буквенного обозначения понимается как введение элементов алгеб­ ры, средством решения задач представляются уравне­ ния. Нами буквенная символика использовалась как удобное средство демонстрации и анализа самой задачи, а не только способов решения. Мы исходим из того, что 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=