Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

в различное историческое время. В общественно-исто­ рическом материале начального обучения необходимо ярко и контрастно показать существенные изменения в жизни общества (исторические факты) и объяснить важнейшие, доступные младшим школьникам причин­ но-следственные связи (выводы и обобщения). 2. Разработка содержания общественно-историческо­ го материала начального обучения ведется на недоста­ точном научном уровне. Об этом свидетельствуют слиш­ ком частые изменения в программах и учебниках на­ чальных классов. При этом изменения производятся без необходимых оснований и никак не объясняются. Возникают многочисленные расхождения между про­ граммами и содержанием учебных книг. Программа об­ щественно-исторического материала начальных клас­ сов становится все более лаконичной и постепенно превращается в заглавия статей учебных книг. 3. Недостатки программы усугубляются неудовле­ творительным содержанием материала книг для чтения «Родная речь»: однообразие исторического материала, малодоступные по содержанию и малохудожественные по форме произведения, мало ярких запоминающихся произведений о строительстве новой жизни в нашей стране, отсутствие образов людей творческого труда со­ ветской эпохи. Все это приводит к тому, что учащиеся начальных классов не получают необходимых общест­ венно-исторических знаний, что наносит существенный ущерб процессу развития учащихся и их воспитанию как будущих строителей коммунизма. 4. Последние исследования психологов (Л. В. Занко- ва, В. Д. Эльконина, А. А. Люблинской и др.) показали, какие имеются возможности для развития детей млад­ шего школьного возраста, если образование и воспита­ ние строится на более высоком уровне сообщаемых знаний и на интенсификации учебно-воспитального про­ цесса. Однако авторы новых исследований все внима­ ние сосредоточили на обучении русскому языку и ариф­ метике. Общественно-исторический материал использо­ вался ими мало, либо вызвал спорные положения (Л. В. Занков. О начальном обучении. М., 1963). Опыт работы лучших учителей начальных классов, многочи­ сленные наблюдения уроков, проведение эксперимен­ тальных уроков, беседы с учителями, изучение ПрО- ЙО

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=