Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
непонимание логической структуры найденных ими ре шений задач, которое является закономерным следстви ем недостаточно глубокого разбора полученных реше ний или полного отсутствия такого разбора. Диагностический эксперимент проводился так. Уча щимся шестых классов предлагалось решить ряд фи зических и математических задач, сходных так или иначе по своему содержанию. Вместе с эксперимента тором учащиеся должны были выяснить физическое и математическое содержание этих задач. Не раскрыва лась им только логическая структура решений. Крити ческим моментом эксперимента являлось предъявление задания найти среди полученных решений задач сход ные в чем-либо решения. Оказалось, что без специального разбора найден ных решений задач учащиеся в состоянии отметить только сходство «некоторых действий» в задачах, но они не могут подметить эквивалентность математиче ских и логических структур найденных ими решений задач, т. е. обобщить эти решения. Кроме того, было вы яснено, что без специального обучения разбору решений задач весьма приблизительным и неопределенным ока зывается и поиск учащимися алгоритмов решения не знакомых им ранее задач (задач с новым для них со держанием). Легко понять, что такое обучение решению задач — а именно оно является типичным для сегодняшней школьной практики, —не обеспечивает достаточно вы сокого уровня обучаемости учащихся. 4. При проведении обучающего эксперимента уча щимся предлагалось не только решить предъявленные им задачи, но и разобрать эти решения, найти их логи ческие основания, логические схемы этих решений. Уча щимся были даны образцы прямого и обратного разбо ра решений задач и предлагалось далее самостоятельно осуществить обратный разбор полученных ими реше ний задач. При этом были использованы и записи ре шений с помощью обычных математических уравнений, и записи решений с помощью некоторых знаков матема тической логики (знаков конъюнкции, дизъюнкции и импликации). Так, например, разбор структуры реше ния одной из основных задач оформлялся следующими двумя способами: 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=