Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
О. П. Т Е Р Е Х О В А НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 1. В методической и психологической литературе есть вопросы, которые все время приходится рассматри вать заново, несмотря ни на какие попытки исследова телей найти их «окончательное решение». К их числу относится, например, вопрос о роли обучения учащихся приемам прямого и обратного разбора задач (в методи ках в этой связи идет обычно речь о раскрытии учащим ся сущности аналитического и синтетического методов решения задач). Обучение учащихся приемам разбора задач рассматт ривалось в методической литературе и в качестве со ставной части обучения учащихся общим методам ре шения задач (3. И. К а л м ы к о в а , 1955) и в качестве полезного «логического упражнения» (Н. С. Попо в а , 1957). Однако роль обучения приемам разбора решений задач с точки зрения задач умственного воспитания уча щихся выяснена все еще недостаточно. 2. Целью данного исследования являлось выяснение роли усвоения приемов разбора решений физических задач в развитии мышления учащихся. В основу рабо ты положено предположение, что обучение учащихся приемам разбора решений задач не должно быть са моцелью. В результате проведенных нами ранее иссле дований можно было допустить, что обучение приемам разбора решений могло бы быть прежде всего средством обучения учащихся приемам самостоятельного обобще ния способов найденных ими решений задач, средством выявления зквивалентности математических и логиче ских структур решений задач. Кроме того, обучение учащихся приемам разбора уже найденных решений могло бы быть, по нашему мнению, одним из средств обучения учащихся самостоятельному нахождению рациональных алгоритмов решения ранее незнакомых им задач. 3. В процессе работы нами были проведены диагно стический и обучающий эксперименты. Диагностический эксперимент ставился с целью выяснить, в чем именно находит свое выражение характерное для учащихся 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=