Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

развернутости ориентировочно-исследовательской де­ ятельности в ситуации опытов. Дети, активно и целенаправленно обследовавшие схему, при обращении к реальному лабиринту наиболее резко сокращали время на поиски нужного пути. Дети, не тратившие значительного времени на пробы и на обследование ситуации в схеме, не находили нуж­ ного пути по реальному лабиринту столь быстро, как это делали дети предыдущей группы. Третья группа детей, работавшая со схемой путем непосредственно возникающих «проб и ошибок», хаотично, без целена­ правленного поиска, при последующей работе в лаби­ ринте сокращали время работы в нем в меньшей мере, чем это наблюдалось у детей первых групп. В опытах, где дети вначале проходили путь в реаль­ ном лабиринте, а затем работали со схемой, затрачено на последующее прохождение схемы времени значи­ тельно больше, чем на ранее пройденный лабиринт. Ориентировочная и поисковая деятельность при про­ хождении реального лабиринта была как бы скован­ ной, протекала менее развернуто и целенаправленно. 6. Различие эффектов влияния схемы на лабиринт и лабиринта на схему связано с тем, что как предвари­ тельные ситуации они создают разные объективные предпосылки для осуществления ориентировочной и целенаправленной поисковой деятельности детей, для вычленения конфигурации пройденного пути из осталь-» ных предметных условий действия. Схема обеспечивает более благоприятные и развер­ нутые предпосылки для этой деятельности, чем реаль­ ный лабиринт. Использование этих предпосылок при работе со схемой затем позволяет ребенку быстрее най­ ти такой путь в лабиринте, который тождественен ранее уже установленному им пути. 7. Важно изучить также более глубокие основания, влияющие на процесс выявления тождественных эле­ ментов ситуации, представленной в разных предметных формах (объемный лабиринт и его плоскостная схема; чертеж и соответствующий ему объект и т. д.). Это име­ ет не только теоретическое, но, в частности, и практиче­ ское значение для обоснованного выбора и временного расположения объектов и средств решения учебных задач в процессе преподавания. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=