Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

шения задач в ситуации реальных предметов и их изо­ бражений в виде схем, моделей и т. п. При этом выде­ лен лишь один его аспект: влияние деятельности, осу­ ществляемой ребенком дошкольного возраста по схеме лабиринта, на деятельность, выполняемую в самом предметном лабиринте, и наоборот. Известно, что работа со схемами и моделями и по­ следующий переход к действию с самими предметами являются, в частности, характерными чертами учебной деятельности. Поэтому изучение условий и закономер­ ностей выявления ребенком тождественных элементов схемы и ее предмета имеет существенное значение для определения предпосылок учебной деятельности. 3. Изучалась деятельность ребенка в лабиринте, ко­ торый был задан в двух формах: 1) как объемный ре­ альный предмет и 2) как его плоскостное изображе­ ние—схема. Проведены различные серии опытов, что­ бы определить: а) соотношение времени работы в схеме и последую­ щей работы в лабиринте, б) соотношение времени прохождения лабиринта и последующей работы со схемой. Экспериментальные данные обработаны по средним величинам (х), средним ошибкам (пг ), коэффициентам вариации (V) и критерию Стьюдента (¿). 4. Общая картина полученных данных позволяет говорить об отсутствии положительного влияния рабо­ ты с лабиринтом на последующее прохождение его схе­ мы. Вместе с тем предварительная работа со схемой оказывает существенное влияние на поиск путей в ре­ альном лабиринте. Данные эксперимента показывают, что и в условиях специального выделения и изображения найденного пути основное положение не изменилось —работа по схеме по-прежнему определяющим образом положи­ тельно влияла на прохождение лабиринта, в то время как ознакомление с последним на последующее про­ хождение схемы существенно не влияло. 5. Рассмотрение качественных особенностей поведе­ ния детей в различных опытах показало, что характер воспроизведения пути (а также его последующее влия­ ние на работу в лабиринте) тесно связан со степенью 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=