Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
шения задач в ситуации реальных предметов и их изо бражений в виде схем, моделей и т. п. При этом выде лен лишь один его аспект: влияние деятельности, осу ществляемой ребенком дошкольного возраста по схеме лабиринта, на деятельность, выполняемую в самом предметном лабиринте, и наоборот. Известно, что работа со схемами и моделями и по следующий переход к действию с самими предметами являются, в частности, характерными чертами учебной деятельности. Поэтому изучение условий и закономер ностей выявления ребенком тождественных элементов схемы и ее предмета имеет существенное значение для определения предпосылок учебной деятельности. 3. Изучалась деятельность ребенка в лабиринте, ко торый был задан в двух формах: 1) как объемный ре альный предмет и 2) как его плоскостное изображе ние—схема. Проведены различные серии опытов, что бы определить: а) соотношение времени работы в схеме и последую щей работы в лабиринте, б) соотношение времени прохождения лабиринта и последующей работы со схемой. Экспериментальные данные обработаны по средним величинам (х), средним ошибкам (пг ), коэффициентам вариации (V) и критерию Стьюдента (¿). 4. Общая картина полученных данных позволяет говорить об отсутствии положительного влияния рабо ты с лабиринтом на последующее прохождение его схе мы. Вместе с тем предварительная работа со схемой оказывает существенное влияние на поиск путей в ре альном лабиринте. Данные эксперимента показывают, что и в условиях специального выделения и изображения найденного пути основное положение не изменилось —работа по схеме по-прежнему определяющим образом положи тельно влияла на прохождение лабиринта, в то время как ознакомление с последним на последующее про хождение схемы существенно не влияло. 5. Рассмотрение качественных особенностей поведе ния детей в различных опытах показало, что характер воспроизведения пути (а также его последующее влия ние на работу в лабиринте) тесно связан со степенью 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=