Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

мирует моральные, интеллектуальные, эстетические оценки, он созвучен потребностям, интересам подростка. Самостоятельное изучение яркого, запоминающегося материала помогает ученику глубже усвоить его. 6. Процесс усвоения знаний учащимися сложен и мно­ гообразен. Он включает в себя восприятие материала, его осмысление, запоминание и овладение им на прак­ тике. При изучении учащимися нового учебного матери­ ала на уроке все эти этапы также имеют место, так как каждый из компонентов невозможно изолировать от других в едином процессе обучения. Однако, руководя в ходе урока познавательной дея­ тельностью учащихся, стимулируя самостоятельную работу при ознакомлении с новым учебным материа­ лом, учитель может в каждом конкретном случае акцентировать свое внимание на одном из этапов учеб­ ной деятельности школьников. Это определяется целью урока, содержанием учебного материала, задачами и спецификой самостоятельной деятельности учащихся, которая используется на данном уроке учителем. 7. Следующим условием эффективности самостоя­ тельной работы учащихся при изучении ими нового учебного материала на уроке является характер содер­ жания конкретного теоретического материала учебника. Наблюдения и экспериментальная проверка доказыва­ ют, что новый учебный материал, небольшой по объему, не сложный по содержанию, изложенный четко, ясно, доступно, может быть успешно усвоен учащимися са­ мостоятельно. 8. Последним условием эффективности исследуемой работы учащихся мы считаем постепенное нарастание элементов самостоятельности. В тех случаях, когда учи­ тель дает школьникам однообразные, дублирующие друг друга задания, постоянно опекая учащихся, по­ следние оказываются не в состоянии справиться с новы­ ми видами самостоятельных работ. Поэтому выработка необходимых умений и навыков должна осуществлять­ ся при усложнении заданий и постепенном увеличении самостоятельности учащихся. В процессе эксперимента мы стремились обеспечить такие условия, чтобы учитель на первых этапах рабо­ ты очень подробно разбирал с учащимися ход и после­ довательность выполнения задания. Школьники учи- 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=