Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

10. Одно из важнейших понятий физики — понятие о массе — до сих пор не находит в химии использова­ ния и дальнейшего развития. На уроках физики в VI классе раскрывается сущность понятий «веса» и «мас­ сы» тела, отмечаются их отличительные признаки. В силу трудности содержания и абстрактности этих по­ нятий учащиеся не сразу усваивают их. Дело ослож­ няется тем, что в курсе химии речь идет не о массе ато­ мов и молекул, а об атомном и молекулярном весе, хотя химию интересует, конечно, масса атомов, а не сила их притяжения к земле. Для повышения эффективности обучения и осущест­ вления межпредметных связей пора устранить путани­ цу в использовании терминов в отношении масс атомов и масс молекул в физике и химии и в соответствии с этим установить однозначное обозначение единиц веса и массы в учебниках химии и физики. Нельзя забывать о том, что пользование терминами «атомный вес», «мо­ лекулярный вес» мешает изучению физики и наносит ущерб правильному восприятию материала по химии (закона сохранения массы веществ, периодического за­ кона Д. И. Менделеева и др.). 11. Совершенно нетерпимое положение сложилось в практике преподавания одного из основных законов природы —закона сохранения и превращения материи и энергии— в курсах физики и химии. Закон сохране­ ния массы веществ при химических реакциях лежит в основе школьного курса химии, закон сохранения и превращения энергии пронизывает весь курс физики с VI по X классы. Известно, что эти законы, открытые М. В. Ломоносовым, рассматривались им как проявле­ ние единого закона природы. Впервые с проявлением этого закона учащиеся зна­ комятся на уроках химии в VII классе (закон сохране­ ния массы веществ при химических реакциях) и затем, несколько позже, но в том же классе —в курсе физики (закон сохранения и превращения энергии). На основе анализа превращений одних видов энергии в другие учащимся дается формулировка закона сохранения и превращения энергии: «При всех явлениях, происходя­ щих в природе, энергия не возникает и не исчезает вновь, она только превращается из одного вида в дру­ гой». Особенно ценно стремление авторов установить 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=