Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

Л. В. ЗАГРЕКОВА МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ И ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 1. Осуществление межпредметных связей в учебно- воспитательной работе школы — одна из важнейших проблем педагогической науки. В целях всестороннего воспитания и образования подрастающего поколения назрела необходимость в интеграции учебных предме­ тов, что имеет свое обоснование в объективной дейст­ вительности. «Чтобы действительно знать предмет,—писал В. И. Ленин,—надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достиг­ нем этого полностью, но требование всесторонности пре­ достережет нас от ошибок и омертвения» (Соч., т. 32, стр. 72). При правильно поставленном процессе обучения изучение определенной формы движения материи (на­ пример, химической) должно идти на основе и в тесной связи с изучением других форм движения (прежде все­ го — физической). 2. Изучение физики начинается в VI классе, хи­ мии — в VII. Это вполне закономерная последователь­ ность в изучении дисциплин, вытекающая из характера изучаемых форм движения материи. Ф. Энгельс утвер­ ждал, что подобно тому, как одна форма движения раз­ вивается из другой, так и отражение этих форм, различ­ ные науки должны с необходимостью вытекать одна из другой. («Диалектика природы», стр. 206). На первом же этапе изучения химии существенно необходимым является целый ряд понятий, которые да­ ются в курсе физики и в VII классе. К таким понятиям относятся: а) понятие о явлениях; физические явления; б) понятие о веществе; в) физические свойства веществ: агрегатное состоя­ ние, деление веществ на легкие и тяжелые в зависи­ мости от удельного веса, масса как мера количества ве­ щества, пластичность, упругость, хрупкость твердых ве- 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=