Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

дневного практического выполнения учащимися своих гражданских обязанностей, преодоление на этом пути встречающихся трудностей —вот что должно быть главной заботой воспитателей в процессе формирования сознания долга. В диалектическом единстве с практической общест­ венно полезной деятельностью необходимо системати­ чески проводить этическое просвещение школьников, особенно старшеклассников. Недооценкой нравственно­ го просвещения объясняется низкий уровень понимания многими учащимися сущности долга перед обществом, что нередко затрудняет выбор ими правильного на­ правления поступков и повседневной деятельности. Нельзя забывать, что никакие педагогические сред­ ства не дадут желаемого разультата, если духовные си­ лы самих учащихся не будут направлены на нравствен­ ное совершенствование. Поэтому важным условием успешного воспитания долга является развитие у детей общественной активности, инициативы и самостоятель­ ности. Это достигается путем активизации и совершен­ ствования школьного самоуправления. Необходимо при этом стремиться к постоянному совершенствованию и педагогического руководства самодеятельностью школь­ ников и их самовоспитанием. Долг советского человека, в том числе и школьника, заключается не только в личном уважении и соблюде­ нии норм общественной жизни, но и в умении активно выступить на защиту общих интересов. Поэтому нель­ зя допускать односторонности в воспитании. Обращая главное внимание на положительное, на успехи, на до­ стижения, целесообразно показывать и имеющиеся в окружающей жизни трудности и недостатки, выраба­ тывая у учащиеся наступательно активное отношение к ним. Для этого необходима разъяснительная работа, в том числе правовое просвещение, систематическое проведение которого способствует выработке критиче­ ского эмоционально-волевого отношения к любым на­ рушениям правил социалистического общежития. Но еще более важна организация опыта практического уча­ стия в преодолении трудностей и в борьбе с нарушения­ ми общественных норм поведения (включение школь­ ников в работу по наведению порядка в школе и микро­ районе, в работу ЮДМ и т. п.). 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=