Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года
глубоко содержание этого понятия, не добиваясь выра ботки у школьников привычки в любых условиях на первое место ставить общественные интересы и активно бороться за их практическое осуществление. В резуль тате некоторые ученики не проявляют активного стрем ления постоянно приносить пользу обществу, не вклю чаются в сознательную борьбу за успешное решение задач коммунистического строительства. А отдельные юноши и девушки, красиво рассуждая о коммунистиче ском идеале, долге, совести, допускают поступки, про тиворечащие нормам коммунистической нравствен ности. Каковы же условия и пути эффективного формиро вания сознания общественного долга у учащихся? Дли тельная исследовательская работа по данной проблеме позволяет сделать некоторые выводы, отвечающие на поставленный вопрос. Прежде всего, успех дела зависит от теоретической и практической подготовленности воспитателей, от зна ния ими этической сущности и психологической харак теристики сознания долга как сложного нравственного качества личности нового человека, понимания особен ностей и закономерностей процесса формирования это го качества у школьников. В формировании сознания общественного долга ре шающую роль играют не отдельные удачные формы и методы работы с учащимися, а четкая, глубоко проду манная и научно обоснованная система воспитания, осуществляемая с учетом возрастных особенностей. Центральным звеном этой системы является создание определенных условий и применение таких педагогиче ских средств влияния, которые наиболее эффективно способствуют превращению общественных требований в личные убеждения школьников, формированию у них личной потребности и стремления постоянно содейство вать прогрессивному развитию общества, выработке умения воспринимать общественные интересы как свои личные, а личные желания и побуждения сообразовы вать с интересами коллектива, общества. Каждая школа имеет для этого необходимые возможности, тем более школы с продленным днем. Нередко процесс воспитания общественного долга подменяется разговорами о долге. Организация повсе 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=