Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава института по итогам 1966 года

глубоко содержание этого понятия, не добиваясь выра­ ботки у школьников привычки в любых условиях на первое место ставить общественные интересы и активно бороться за их практическое осуществление. В резуль­ тате некоторые ученики не проявляют активного стрем­ ления постоянно приносить пользу обществу, не вклю­ чаются в сознательную борьбу за успешное решение задач коммунистического строительства. А отдельные юноши и девушки, красиво рассуждая о коммунистиче­ ском идеале, долге, совести, допускают поступки, про­ тиворечащие нормам коммунистической нравствен­ ности. Каковы же условия и пути эффективного формиро­ вания сознания общественного долга у учащихся? Дли­ тельная исследовательская работа по данной проблеме позволяет сделать некоторые выводы, отвечающие на поставленный вопрос. Прежде всего, успех дела зависит от теоретической и практической подготовленности воспитателей, от зна­ ния ими этической сущности и психологической харак­ теристики сознания долга как сложного нравственного качества личности нового человека, понимания особен­ ностей и закономерностей процесса формирования это­ го качества у школьников. В формировании сознания общественного долга ре­ шающую роль играют не отдельные удачные формы и методы работы с учащимися, а четкая, глубоко проду­ манная и научно обоснованная система воспитания, осуществляемая с учетом возрастных особенностей. Центральным звеном этой системы является создание определенных условий и применение таких педагогиче­ ских средств влияния, которые наиболее эффективно способствуют превращению общественных требований в личные убеждения школьников, формированию у них личной потребности и стремления постоянно содейство­ вать прогрессивному развитию общества, выработке умения воспринимать общественные интересы как свои личные, а личные желания и побуждения сообразовы­ вать с интересами коллектива, общества. Каждая школа имеет для этого необходимые возможности, тем более школы с продленным днем. Нередко процесс воспитания общественного долга подменяется разговорами о долге. Организация повсе­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=